Новые результаты экспериментов на Большом адронном коллайдере показывают разницу между материей и антиматерией.
Физики из Европейского центра ядерных исследований (CERN) опубликовали новые результаты экспериментов на Большом адронном коллайдере (LHC), в которых измеряли нарушение симметрии между материей и антиматерией в распадах частиц с тяжелыми кварками. Это нарушение, называемое нарушением CP-симметрии, может быть одним из ключевых факторов, объясняющих превосходство материи над антиматерией во Вселенной.
CP-симметрия предполагает, что законы физики не меняются при одновременном изменении заряда частицы на противоположный и отражении ее в зеркале. Однако в 1964 году было обнаружено, что CP-симметрия нарушается в распадах нейтральных каонов - частиц, состоящих из кварков s и d. Позже было показано, что CP-симметрия нарушается и в распадах нейтральных B-мезонов - частиц, состоящих из кварков b и d или b и s.
На семинаре , состоявшемся с 13 июня, в ЦЕРНе, LHCb сообщила, как она точнее, чем когда-либо прежде, измерила два ключевых параметра, определяющих такую асимметрию вещества и антивещества.
В 1964 году Джеймс Кронин и Вэл Фитч открыли нарушение CP-симметрии в ходе своего новаторского эксперимента в Брукхейвенской национальной лаборатории в США, используя распады частиц, содержащих странные кварки. Это открытие бросило вызов давней вере в симметрию природы и принесло Кронину и Фитчу Нобелевскую премию по физике в 1980 году.
В 2001 г. эксперимент BaBar в США и эксперимент Belle в Японии подтвердили существование CP-нарушения в распадах бьюти-мезонов (beauty mesons) , частиц с бьюти-кварком, что укрепило наше понимание природы этого явления. Достижение вызвало интенсивные исследования по дальнейшему пониманию механизмов, лежащих в основе нарушения СР. В 2008 году Макото Кобаяси и Тосихидэ Маскава получили Нобелевскую премию по физике за свою теоретическую основу, которая элегантно объяснила наблюдаемые явления CP-нарушения.
В своих последних исследованиях, используя полный набор данных, зарегистрированных детектором LHCb во время второго запуска Большого адронного коллайдера (LHC), коллаборация LHCb намеревалась измерить с высокой точностью два параметра, которые определяют степень нарушения СР в распадах красоты. мезоны.
Один параметр определяет количество CP-нарушения в распадах нейтральных бьюти-мезонов, которые состоят из нижнего антикварка и нижнего кварка. Это тот же параметр, который был измерен экспериментами BaBar и Belle в 2001 году. Другой параметр определяет количество CP-нарушения в распадах мезонов странной красоты (strange beauty mesons), состоящих из нижнего антикварка (bottom antiquark) и странного кварка (strange quark).
В частности, эти параметры определяют степень зависящего от времени нарушения СР. Этот тип СР-нарушения возникает из-за интригующей квантовой интерференции (Intriguing quantum interference), возникающей при распаде частицы и ее античастицы. Частица имеет свойство самопроизвольно превращаться в свою античастицу и наоборот. Когда происходят эти осцилляции, распады частицы и античастицы интерферируют друг с другом, что приводит к характерному паттерну нарушения СР, который меняется со временем. Другими словами, величина наблюдаемого нарушения СР зависит от времени жизни частицы до распада. Это увлекательное явление дает физикам ключ к пониманию фундаментальной природы частиц и их симметрии.
Для обоих параметров новые результаты LHCb, которые являются более точными, чем любой эквивалентный результат одного эксперимента, соответствуют значениям, предсказанным Стандартной моделью.
Это измерение является одним из самых точных в области физики тяжелых кварков и демонстрирует высокую чувствительность детекторов LHC к нарушению CP-симметрии. Однако стандартная модель не может полностью объяснить асимметрию между материей и антиматерией, поэтому физики продолжают искать новые физические явления, которые могут привести к большему нарушению CP-симметрии, чем предсказывает стандартная модель.
Будущие данные, полученные в результате третьего запуска LHC и запланированной модернизации коллайдера, High-Luminosity LHC, еще больше повысят точность этих параметров асимметрии вещества и антивещества и, возможно, укажут на новые физические явления, которые могут помочь пролить свет на то, что является одним из самых сокровенных тайн Вселенной.
Ладно, не доказали. Но мы работаем над этим