Китай объявил войну шпионам, существенно усилив контроль за иностранными компаниями

Китай объявил войну шпионам, существенно усилив контроль за иностранными компаниями

Новый китайский закон вызвал немалые опасения у американских государственных ведомств.

image

Американский Национальный центр по контрразведке и безопасности (NCSC) предупредил, что обновленный китайский закон о противодействии шпионажу, вступивший в силу 1 июля, крайне неоднозначен и может представлять риск для мирового бизнеса.

30 июня NCSC опубликовал новый бюллетень безопасности из серии «Защита нашего будущего», в котором даётся краткий обзор угрозы разведки со стороны Китая, последствия этой угрозы, а также шаги по её устранению.

Первым обсуждаемым пунктом является недавно пересмотренный китайский закон о противодействии шпионажу, поскольку он «расширяет определение шпионажа от охвата государственных секретов и разведданных до любых документов, данных, материалов или предметов, связанных с национальными интересами безопасности».

Такая неопределенность, по мнению NCSC, означает, что «любые документы, данные, материалы или предметы могут быть признаны относящимися к национальной безопасности КНР из-за неясностей в законе» и привести к потенциальным «правовым рискам или неопределенности для иностранных компаний».

Однако China Law Translate, сервис коллективного перевода и анализа китайских законов, ещё в мае оценил обновлённый закон как «менее значимый, чем некоторые себе представляют».

По мнению Джереми Даума, основателя China Law Translate и старшего научного сотрудника Центра Пола Цая по изучению Китая при юридическом факультете Йельского университета в Пекине, обновлённый закон лишь обобщает изменения в определении шпионажа, отдельно выделяя «попытки незаконно получить или передать государственные секреты, разведданные или другие данные, материалы или предметы, связанные с национальной безопасностью или национальными интересами, которые осуществляются или для иностранных элементов, отличных от шпионских организаций».

Даум считает, что изменения не представляют собой как такового расширения полномочий: «Объём шпионажа и так был описан настолько широко и расплывчато, что не совсем ясно, что подразумевает под собой расширение».

Эксперт больше обеспокоен поправками, которые касаются «стремления согласовать действия со шпионской организацией». Это выражение, по его словам, «тревожно, так как оно может оправдывать наказание за случайные взаимодействия с иностранцами».

Другое изменение добавляет новое определение шпионажа как «Сетевых атак, вторжений или сбоев, нацеленных на критически важную информационную инфраструктуру или организации, связанные с секретами». Даум утверждает, что эта поправка не определяет новые преступные действия, однако уточняет обязательства сообщать о таком поведении. А поскольку лица, совершающие акты шпионажа, могут быть задержаны до 15 дней и депортированы из страны с последующим запретом въезда, это вызывает беспокойство.

Независимо от реальных последствий этого закона, ясно, что китайское законодательство в области безопасности повышает необходимость более тщательного понимания и анализа международного законодательства и его влияния на глобальный бизнес и политику. Для международного бизнеса, это подчёркивает важность прозрачности, открытого диалога и внимательного следования юридическим требованиям при ведении дел в Китае.

Ищем темную материю и подписчиков!

Одно найти легче, чем другое. Спойлер: это не темная материя

Станьте частью научной Вселенной — подпишитесь