Может ли «большой палец вверх» иметь юридическую силу?
В судебном заседании, проводившемся недавно в Верховном суде провинции Саскачеван, Канада, судья принял решение , которое может серьезно изменить правила современных бизнес-коммуникаций. По его мнению, использование эмодзи «большой палец вверх» может быть приравнено к юридической подписи. В основе дела лежал спор о неисполненном контракте, из-за которого простому фермеру пришлось заплатить штраф в размере 82 000 канадских долларов (около 4,6 миллионов рублей).
История началась в марте 2021 года, когда Кент Миклборо, продавец зерна из компании South West Terminal, рассылал массовые текстовые сообщения клиентам с предложением купить 86 тонн льна по цене 17 канадских долларов (около 960 рублей) за бушель. Миклборо и фермер Крис Ахтер вели переговоры по телефону. Затем Крис получил в мессенджере сообщение с условиями контракта и просьбой подтвердить их. Фермер отреагировал с помощью эмодзи «большой палец вверх».
Однако в ноябре, когда пришло время поставок, Крис не выполнил свои обязательства. Цены на лён успели увеличиться, поэтому от покупки пришлось отказаться. Так начался спор о толковании эмодзи «большой палец вверх». Миклборо был уверен, что эмодзи подразумевало согласие Ахтера с условиями контракта: другие договоры уже заключались с помощью текстовых сообщений.
Ахтер утверждал в суде: времени прочесть контракт на лён не было, и он просто хотел подтвердить, что получил текстовое сообщение от Миклборо. Во время слушания адвокат фермера возражал против опроса его клиента о значении эмодзи, заявив, что Крис «не является экспертом в этой области».
Судья Тимоти Кин, рассматривая дело, опирался на определение «большого пальца вверх» с портала dictionary.com. В своем решении он отметил: «Этот суд с готовностью признает, что данный эмодзи является нетрадиционным методом “подписать” документ, но, тем не менее, в данных обстоятельствах это был допустимый способ подтвердить сразу две цели». Он также отклонил аргументы защиты о том, что признание эмодзи «большой палец вверх» в качестве юридической подписи «откроет шлюзы» для новых интерпретаций других эмодзи. Например, «кулак» или «рукопожатие».
Кин подчеркнул, что суд не может (и не должен) пытаться остановить прилив технологий и разнообразных методов коммуникации, особенно в мессенджерах. Это новая реальность, и суды должны быть готовы принять новые вызовы, в том числе связанные с использованием эмодзи и подобных им символов.
Гравитация научных фактов сильнее, чем вы думаете