Техногигантам нужно столько пресной жидкости, что это может спровоцировать мировой кризис.
Компания Google в последние годы стремительно наращивает использование воды в своих центрах обработки данных, что напрямую связано с развёрнутой ею гонкой в области искусственного интеллекта.
Согласно отчёту Google за 2023 год, в прошлом году компания израсходовала просто астрономическое количество жидкости — 5,6 миллиарда галлонов воды. Это на 20% больше, чем в 2021 году. Такой рост обусловлен в первую очередь развитием технологий искусственного интеллекта, для обучения которых требуются колоссальные вычислительные мощности и огромные объёмы воды на охлаждение центров обработки данных.
При этом большая часть используемой Google воды — это чистая питьевая вода. Это вызывает обеспокоенность, учитывая нарастающий во всем мире дефицит пресной воды, в том числе и на западном побережье США, где расположена штаб-квартира Google.
Ситуация настолько серьёзна, что Google пришлось отказаться от водяного охлаждения на планируемом центре обработки данных в Аризоне из-за нехватки воды в регионе.
В своём недавнем отчёте Google утверждает, что 82% использованной ей пресной воды в прошлом году поступило из регионов с низким дефицитом воды.
Проблема нехватки воды актуальна не только для Google. Компании Meta и OpenAI также потребляют огромные объёмы воды для охлаждения своих центров обработки данных. Эксперты оценивают, что последняя AI-модель Meta Llama 2 удвоила потребление воды компанией по сравнению с предыдущей моделью. Вот и ещё одна поначалу неочевидная угроза в развернувшейся гонке в сфере ИИ.
Тем не менее, Google обещает исправить ситуацию. Представитель компании заявил следующее: «Рост потребления воды был обусловлен ростом бизнеса и коррелирует с другими показателями активности. Мы работаем над снижением воздействия нашего водопотребления, в том числе за счёт энергоэффективных систем охлаждения центров обработки данных и стратегии рационального использования водных ресурсов, включая цель по восполнению 120% использованной воды».
Но доступ к знаниям открыт для всех