Около 1 млн сим-карт могут быть заблокированы из-за неактуальных данных абонентов.
С августа Роскомнадзор требует от операторов связи отключать номера абонентов с неактуальными персональными данными (ПД). Об этом сообщили «Ведомостям» источники в двух операторах. Оператор должен уведомить абонента в течение трех дней после получения списка номеров от регулятора. Далее абоненту дается 15 дней, чтобы обновить информацию о себе на «Госуслугах», в приложении оператора или в салоне связи. Если этого не сделать, его номер будет заблокирован согласно закону «О связи».
Речь идет о картах, которые раздаются без договора у метро, или корпоративных сим-карт, которые компании покупают для своих сотрудников.
Закон «О связи» требует от мобильного оператора проверять достоверность сведений об абоненте до начала оказания услуг, включая данные о конечных пользователях услуг, если сим-карты оформлены на юридических лиц и ИП. Это правило действует с 2018 года.
Оператор должен подтвердить ФИО клиента, дату рождения, данные паспорта. Такие данные могут быть предоставлены как лично (в салоне связи), так и через систему «Госуслуг» или другие госинформсистемы, пояснила преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School.
Кроме того, летом 2021 года вступил в силу закон, который обязывает предпринимателей предоставлять сведения о конечных пользователях корпоративных сим-карт в ЕСИА. РКН может потребовать от оператора блокировки незарегистрированного номера.
«На Роскомнадзор возложена обязанность осуществлять мониторинг достоверности сведений об абонентах, внесенных операторами связи в свои базы данных. С этой целью ведомство разработало специальную информационную систему, которая в автоматическом режиме осуществляет мониторинг достоверности таких данных», – заявил представитель РКН. После подключения к системе операторы стали активнее приводить свои базы данных в порядок, отметил он.
«Операторы и РКН осуществляют взаимодействие в рамках установленной законом процедуры подтверждения данных абонентов и пользователей номерами юрлиц и ИП, – сообщил представитель «Билайна». – Законодательство обязывает нас приостанавливать предоставление услуг связи, в том случае если данные о клиенте устарели и не совпадают с актуальными»
По данным Telecom Daily, в России есть около 6,5–7 млн серых сим-карт, которые можно купить без паспорта у уличных продавцов, например, на вокзалах. Но эта цифра постепенно снижается, отмечает гендиректор компании. Два года назад серых карт было около 11 млн. В компании считают, что абонентская база «обеляется» благодаря работе операторов. По их словам, из 7 млн серых карт не более 5% – это карты, купленные для противоправных действий. Большинство таких сим-карт – это корпоративные карты, которые не были правильно оформлены, или «запасные» сим-карты, купленные для регистрации на интернет-сервисах, чтобы избежать спама, подвел итог эксперт.
В апреле 2023 года операторы уже начали рассылать абонентам уведомления с просьбой подтвердить свои ПД в салоне связи или в личном кабинете «Госуслуг». Но до начала августа регулятор не требовал блокировать номера, говорят источники в операторах.
По словам одного из источников, в каждом запросе от РКН есть около 50 000 номеров. Если их владельцы не подтвердят свои данные, то к середине месяца операторам большой четверки придется заблокировать около 1 млн сим-карт.
В среднем каждый абонент приносит оператору около 320–340 руб. в месяц. Исходя из этого, единовременные потери операторов от блокировки сим-карт, чьи данные паспорта не актуализированы, могут быть от 100 млн до 360 млн руб. в месяц.
Проверку номеров абонентов делает подведомственный РКН Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ). Он сравнивает данные об абонентах, предоставленные операторами, с базой данных, полученной от МВД. «Если соответствующая запись не нашлась, или паспорт был утерян, или же данные оказались неполными, РКН делает запрос оператору, а тот – абоненту, и ему на уточнение дается 15 дней», – пояснил источник. Если же данные по номеру не были подтверждены, номер блокируется оператором. Он должен сообщить об этом органам РКН. Те, в свою очередь, делают на него контрольный прозвон для проверки блокировки, говорит собеседник.
Если абонент не подтвердил данные, услуги связи отключаются, а договор может быть расторгнут оператором односторонне, добавил представитель «Билайна». Таким образом, абонент может потерять свой номер телефона, если после расторжения контракта его займет кто-то другой.
Живой, мертвый или в суперпозиции? Узнайте в нашем канале