Что будет, если нейротехнологии зайдут слишком далеко и как этого не допустить?
Технологии, которые напрямую воздействуют на нервную систему – больше не фантастика. Ряд компаний разрабатывает их, надеясь помочь пациентам с серьезными неврологическими заболеваниями. К примеру, Neuralink Илона Маска недавно получила разрешение на испытания миниатюрного имплантата, соединяющего мозг с компьютером.
Существуют и неинвазивные приборы вроде ЭЭГ-гарнитур, фиксирующих мозговую активность. Их применяют не только в медицине, но и, например, в сферах развлечений и образования.
Прогресс породил опасения относительно конфиденциальности и автономии наших мыслей. Кому будет доступна собранная информация? Могут ли подобные механизмы посягнуть на способность людей принимать независимые решения?
В июле 2023 года агентство ООН в области культуры и науки провело конференцию по этике новых технологий, призвав создать правила для защиты когнитивных прав человека. Отдельные эксперты даже предложили признать новую категорию «нейрозаконодательства». В 2021 году Чили первой включила в конституцию нормы о полномочиях нейроинженерии.
Опасения связаны с идеей, что по записям мозговой активности можно «прочитать» мысли и чувства человека. Действительно, некоторые приборы с высокой точностью фиксируют работу нейронов. Однозначного ответа насчет того, возможно ли это – нет.
Отслеживание внутренних процессов не столь однозначно. Информация проходит фильтрацию и обработку алгоритмами до выдачи результатов. Обычно собирают только те данные, которые нужны для конкретных целей (например, медицинских).
Риски схожи с уже привычным кибершпионажем и автоматической прослушкой через браузеры и гаджеты. Даже история браузера на ПК способна раскрыть конфиденциальную информацию.
Не стоит забывать, что поведенческие и физиологические факторы, а также контекст не менее важны. Это усложняет чтение мыслей. Тем не менее, искусственный интеллект смог бы скомбинировать свидетельства из разных источников, чтобы сделать выводы.
Еще одна дискуссия касается когнитивной свободы — прав человека мыслить независимо и контролировать свои ментальные функции. Сторонники этой концепции считают, что людям нужно научиться регулировать нейротехнологий, чтобы злоумышленники не смогли «проникать» в сознание жертвы и манипулировать им.
Насколько автономно наше мышление? В какой мере оно уже подвержено технологическому влиянию?
Это важные проблемы, которые потребуют еще больше новых исследований.Никаких овечек — только отборные научные факты