Зачем подкупать десятки сотрудников, если и одного хакера будет достаточно.
Коммерческие порты Европы являются основными точками ввоза кокаина и прочих запрещённых веществ, которые в последние годы попадают в страны ЕС в рекордных объёмах. Деятельность голландского хакера, нанятого наркоторговцами для взлома компьютерных сетей портов, показывает , насколько простым стал контрабандный провоз наркотиков в современных реалиях.
14 февраля 2020 года полиция Коста-Рики получила «беспрецедентный подарок» ко Дню святого Валентина — в контейнере с декоративными растениями было обнаружено 3,8 тонны кокаина.
Власти тогда мало рассказали общественности о преступниках, стоящих за этой рекордной находкой, однако вскоре полиция другой страны, на этот раз Нидерландов, сделала открытие, связанное с вышеописанным случаем.
После взлома зашифрованной платформы обмена сообщениями Sky ECC, активно используемой криминальными элементами, полицейские обнаружили, что ключевую роль в той операции с тоннами кокаина сыграл 41-летний отец двоих детей Дэви де Вальк, работавший за компьютером в портовом городе Роттердам.
На бумаге Дэви де Вальк с трудом мог удержаться на постоянной работе. Голландские прокуроры выяснили, что он жил на социальные пособия. Однако зашифрованные чаты показали, что на самом деле мужчина регулярно и за немалые деньги работал хакером, взламывая для преступников системы крупнейших морских портов Европы.
Чтобы свободно перевозить товары, преступные группировки традиционно вынуждены были подкупать целую цепочку сотрудников порта. Но растущая цифровизация и автоматизация логистики морских перевозок открыли новые возможности для проникновения. При помощи информации, которую могут предоставить хакеры вроде де Валька, торговцам уже не нужно столько людей. Достаточно одного сговорчивого сотрудника порта и водителя грузовика.
Голландский суд установил, что де Вальк мог отслеживать, как в порту Роттердама сканируются контейнеры, тем самым помогая своим клиентам определять, куда лучше спрятать наркотики, чтобы их не обнаружили.
Де Вальк также взломал сеть терминала в Антверпене, Бельгия, с помощью вредоносного ПО, загруженного на USB-накопитель и вставленного подкупленным офисным клерком. Это дало ему доступ к данным, которые могли позволить клиентам забрать наркотики, не привлекая внимания, считает суд.
За свои услуги де Вальк брал сотни тысяч евро, как показывают перехваченные чаты. Однако эксперты считают, что его методы взлома были довольно примитивными.
Хотя полная картина достижений де Валька до ареста в сентябре 2021 года неизвестна, европейские полицейские считают, что он был частью более широкой схемы мошенничества с кодами доступа, которая позволила провезти контрабандой не менее 200 тонн кокаина через Роттердам и Антверпен с 2018 года.
Борьба с наркоторговцами осложняется их способностью с помощью денег и угроз убеждать ключевых портовых сотрудников в активной помощи, говорит начальник морской полиции Роттердама Ян Янсе. Не говоря уже об упомянутой выше цифровизации, активно набирающей обороты.
Власти уже экспериментируют с методами ужесточения мер безопасности, в том числе предлагая дополнительное обучение персоналу и ограничивая число людей, имеющих доступ к чувствительным и важным данным. Однако принесут ли новые меры свои плоды — покажет лишь время.
Одно найти легче, чем другое. Спойлер: это не темная материя