Человечество входит в эру персонализированной медицины.
В Соединенных Штатах Управление по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) одобрило новую медицинскую терапию под названием Casgevy, которая использует редактирование генов с помощью технологии CRISPR. Это прорывное лечение предназначено для пациентов с серповидно-клеточной анемией, наследственным заболеванием крови, от которого страдают более 100 000 человек в США. Терапия разработана компаниями Vertex Pharmaceuticals из Бостона и Crispr Therapeutics из Швейцарии.
Casgevy нацелена на устранение болевых приступов, которые являются характерным признаком серповидно-клеточной анемии. Лечение включает в себя редактирование клеток пациента вне организма для коррекции генетического дефекта, вызывающего заболевание. Терапия предназначена для взрослых и детей старше 12 лет, часто испытывающих болевые приступы, и предполагает однократное применение с потенциально долгосрочным эффектом, возможно, на протяжении многих лет.
Венс Бонам, исполняющий обязанности заместителя директора Национального института генома человека при Национальных институтах здравоохранения, заявил: «Это значительная веха. Эта терапия может кардинально изменить жизни людей и уменьшить нагрузку от болевых эпизодов».
FDA также рассмотрит к 30 марта возможность одобрения терапии для лечения бета-талассемии, родственного кровяного заболевания. В Великобритании одобрение также включало лечение обоих заболеваний.
Серповидно-клеточная анемия – это наследственное состояние, при котором красные кровяные тельца имеют твердую и серповидную форму вместо гибкой и круглой. Эти деформированные клетки склеиваются, блокируя кровоток и вызывая сильные болевые приступы. С течением времени заболевание может привести к повреждению органов. Ненормальные клетки также быстро погибают, приводя к дефициту здоровых красных кровяных телец и анемии, что вызывает усталость, одышку и головокружение. Средняя продолжительность жизни людей с этим заболеванием на два десятилетия меньше, чем у остального населения США.
Самарт Кулкарни, президент и генеральный директор Crispr Therapeutics, отметил: «Это ужасное заболевание. Каждый день для пациентов – большая нагрузка. Они постоянно ощущают угрозу смерти».
Терапия Casgevy использует технологию CRISPR для модификации клеток пациента, чтобы они производили здоровый гемоглобин. Система CRISPR состоит из двух частей: белка, который разрезает генетический материал, и направляющей молекулы, указывающей, где делать разрез.
Для этого стволовые клетки пациента извлекаются из костного мозга и редактируются в лаборатории. Ученые делают один разрез в другом гене, BCL11A, чтобы активировать производство фетального гемоглобина, который обычно прекращает своё действие вскоре после рождения. Эта фетальная версия компенсирует аномальный взрослый гемоглобин. Затем отредактированные клетки вводятся обратно в кровоток пациента.
В клинических испытаниях 45 пациентов получили Casgevy. Из 31 пациента, которых наблюдали в течение двух лет, 29 не испытывали болевых кризисов как минимум год после получения однократной дозы своих отредактированных клеток.
До сих пор единственным способом излечения от серповидно-клеточной анемии была трансплантация стволовых клеток от близкого донора, но эта возможность доступна лишь небольшому проценту людей. Трансплантации также связаны с риском опасных для жизни осложнений и не всегда оказываются эффективными.
Первые коммерческие пациенты, которым будет оказана терапия Casgevy, вероятно, начнут лечение в начале следующего года. На сбор клеток пациентов, их редактирование и контроль качества перед инфузией уходит несколько недель. Кулкарни подчеркнул: «Лечение занимает некоторое время. Но мы не хотим терять время — и пациенты тоже не хотят терять время, ведь они ждали этого уже давно».
FDA также одобрило второй тип генной терапии для серповидно-клеточной анемии под названием Lyfgenia. Эта терапия не использует CRISPR для разрезания генома, а вместо этого добавляет терапевтический ген в клетки, чтобы они могли производить здоровый гемоглобин. Разработанная компанией Bluebird Bio из Сомервилля, штат Массачусетс, она также включает модификацию клеток пациента вне организма. В двухлетних испытаниях болевые кризисы были устранены у 28 из 32 пациентов через шесть-восемнадцать месяцев после лечения Lyfgenia.
На Lyfgenia FDA наложило предупреждение о серьезных рисках для безопасности, так как у некоторых пациентов, которым была проведена эта терапия, развился рак крови. Агентство рекомендует пациентам, получившим эту терапию, проходить мониторинг на протяжении всей жизни.
Алексис Томпсон, руководитель отделения гематологии в Детской больнице Филадельфии, сказала, что эти новые генные терапии станут прорывом для пациентов. «Теперь я могу говорить с родителями о возможности излечения их ребенка от серповидно-клеточной анемии. Несколько лет назад я даже не решалась вести такой разговор с семьей».
5778 К? Пф! У нас градус знаний зашкаливает!