Удобно, но многим ли это нужно?
Россияне смогут давать и отзывать согласие на обработку своих персональных и коммерческих данных через «Госуслуги». Так они смогут упростить получение персонализированных услуг в банках, страховых и операторах связи, сообщил «Известиям» директор департамента развития технологий цифровой идентификации Минцифры Дмитрий Дубынин.
На госпортале создадут реестр согласий от клиентов на предоставление их данных разным организациям, а компании будут это видеть. Как отметил Дмитрий Дубынин, нужна единая платформа, чтобы компании видели, что человек действительно изъявил желание на передачу информации. «Госуслуги» — лучший канал связи с россиянами для этого, считает представитель Минцифры. Он также добавил, что гражданин — собственник своих данных, поэтому у него должно быть право ими распоряжаться. По словам Дубынина, сейчас на Госуслугах зарегистрировано уже более 100 млн пользователей.
Так, например, клиент организации А сможет с помощью «Госуслуг» дать свое согласие на предоставление данных новой компании Б. Тогда она сумеет получить все необходимые сведения о потребителе, объяснил Дубынин. При этом согласие на использование данных можно будет отозвать в любой момент.
Запустить систему планируется к 2025 году при участии Минцифры и Центробанка. Для рынка будет необходим переходный период, чтобы компании успели подключиться к новой платформе. Однако с определенного момента эта функция должна стать обязательной для всех.
Банк России с участниками рынка неоднократно высказывался о необходимости создания на рынке платформы коммерческих согласий, сообщили «Известиям» в пресс-службе ЦБ. Там пояснили: она позволит гражданам управлять сведениями о себе при их передаче. Сейчас Центробанк совместно с Минцифры обсуждает возможные подходы к регулированию инициативы и ее реализации, отметили в пресс-службе.
Ассоциация банков России выступает за переход к открытым данным — чтобы сведения в обязательном порядке предоставляли не только финансовые организации, но и операторы связи, крупные маркетплейсы и другие заинтересованные игроки рынка, рассказал вице-президент ассоциации Алексей Войлуков. По его словам, новая система, например, повысит точность оценки риска по потенциальным клиентам. А для граждан она позволит упростить документооборот при получении финпродуктов, в первую очередь кредитов.
Эксперты считают, что передача согласий на использование данных о гражданах поможет сэкономить время клиентам банков, страховых компаний и операторов связи, которое могло бы быть потрачено на поездки в офисы этих организаций. Кроме того, дать согласие на предоставление данных будет быстрее, чем снова заполнять анкету со всеми сведениями.
Вместе с тем отмечается, что следует учитывать чувствительность персональных данных. По мнению экспертов, запуск такого сервиса налагает на всех участников обмена обязанности по информационной безопасности и защите данных. Чем больше организаций и людей имеют доступ к сведениям, тем выше риски их утечки. На практике нужно смотреть, каким образом будет построена система. Например, будут ли данные храниться локально в каждой компании или централизованно. Кроме того, при оформлении согласия на передачу информации, скорее всего, будет указываться объем сведений, которые человек предоставляет в каждом конкретном случае, добавили участники рынка.
Храним важное в надежном месте