Самыми популярными среди «пиратов» стали Atomic Heart, Hogwarts Legacy и Baldur’s Gate 3.
По данным онлайн-школы геймдева XYZ School, в 2023 году российские геймеры скачали пиратских (нелицензионных) копий игр на сумму более 324 млрд рублей. 73% от общего числа геймеров играли на компьютере хотя бы в одну пиратскую копию, причем в 2022 г. доля таких игроков была ниже и составляла 69%. 8% геймеров использовали более чем 10 нелицензионных игр.
Самыми популярными среди «пиратов» стали Atomic Heart, Hogwarts Legacy и Baldur’s Gate 3 - более 84% пиратов скачало хотя бы одну из них.
Данные были получены в ходе опроса более 1000 российских геймеров и анализа состояния рынка, пояснила она. В исследовании учитывались все нелицензионные форматы игр, но большая часть из них пришлась на игры, скачанные с торрент-трекеров. Общее количество геймеров в России, по оценкам XYZ School, составляет около 25 миллионов человек.
Эксперты отмечают, что в условиях ограниченного доступа к международным платежным системам многие геймеры сначала тестируют пиратскую версию игры. Затем, если продукт им понравился, покупали официальную копию через сервисы-посредники («Купикод» и др.) либо через официальные магазины, например VK Play. Таким образом, реальный ущерб для индустрии может быть несколько меньше, но точную цифру назвать пока невозможно, - уточнили «Ведомостям» в XYZ School.
Опрошенные изданием эксперты считают, что оценка пиратского рынка в 324 млрд рублей все же завышена. По их мнению, теневой сектор экономики очень сложно измерить, так как пираты не ведут никакой статистики, а ориентироваться на торрент-трекеры чрезвычайно сложно. Кроме того, игровой рынок включает не только игры для ПК, но и онлайн-продукты и консоли, где пиратство невозможно.
По данным Newzoo, до введения санкций россияне тратили на игры 250-300 млрд рублей в год и еще около 50–80 млрд руб. в сером сегменте. Из-за ухода значительной доли игроков в серый сегмент после введения санкций объем теневого рынка в России мог достигнуть в 2023 г. 250 млрд руб.
Эксперты считают, что само пиратство обусловлено несколькими факторами:
Для большинства западных студий уход с российского рынка обернулся потерями в районе 1,5% выручки. Но есть и те, кто сильно зависел от российской аудитории - у них убытки могли составить 10% и более. В целом же по оценкам западные разработчики могли недополучить до $1,5 млрд из-за санкций и запретов. Учитывая, что доля России на мировом игровом рынке - 3-4%, совокупные потери оцениваются экспертами в $1 млрд.
При этом многие студии, публично заявив о уходе из России в 2022 году, впоследствии незаметно вернулись. Они вновь начали локализовать игры на русский язык, оказывать поддержку российским геймерам и закрывают глаза на «серый» импорт своей продукции.
Таким образом, по мнению экспертов, резкого всплеска пиратства в ближайшее время ждать не стоит - рост будет плавным в пределах 4-5% в год. Тем не менее даже такие темпы неприятны как для государства в плане недополучения налогов, так и для самих издателей, рассчитывающих на прибыль.
Для снижения этого показателя нужно вести переговоры с иностранными платформами для поиска обходных путей и развивать отечественные, где иностранные разработчики смогут получить доступ к российской аудитории геймеров, - резюмировали эксперты.
От классики до авангарда — наука во всех жанрах