Сенатор Бахраманда Танги объявил Facebook, TikTok и Instagram врагами нацбезопасности.
В Пакистане разгорелась новая битва за свободу интернета. Спусковым крючком стало предложение сенатора Бахраманда Танги запретить в стране популярные социальные сети Facebook*, TikTok, Instagram, YouTube и X (бывший Twitter). В своей резолюции он обвинил платформы в распространении "негативной и злонамеренной пропаганды" против армии и продвижении "ложных лидеров", что якобы наносит вред молодежи.
Танги также раскритиковал журналистов за использование соцсетей для "работы на политические партии". Хотя резолюцию быстро отозвали под напором критики как нарушающую право на свободу слова, угроза интернет-цензуры продолжает витать над государством.
Дело в том, что у правительства уже есть внушительный юридический инструментарий для контроля онлайн-пространства. В 2022 году были приняты поправки, криминализирующие онлайн-диффамацию властей, включая армию и суды. За это предусмотрены жесткие наказания. Недавно независимый журналист Асад Али Тур был арестован за критику судебной системы и провел 5 дней за решеткой.
Правозащитники бьют тревогу из-за того, что власти Пакистана охотно пользуются возможностью блокировать веб-сайты и целые платформы, особенно в периоды протестов. При необходимости интернет могут отключить на уровне провинций или по всей стране.
Последний громкий случай - двухнедельные перебои с доступом к X на фоне массовых протестов оппозиционной партии ПТИ (Пакистан тэхрик-и инсаф) из-за подозрений в фальсификациях на парламентских выборах 8 февраля. Сторонники бывшего премьера Имрана Хана заявляют о "краже мандата" и продолжают митинговать, требуя пересмотра итогов голосования.
В день выборов власти Пакистана полностью отключили мобильный интернет по всей стране, сославшись на соображения безопасности после двух терактов с 30 погибшими в провинции Белуджистан. Правозащитники раскритиковали тотальный шатдаун как еще одну "форму фальсификации". Из-за отсутствия доступа в сеть избиратели не могли пользоваться картами для поиска участков, вызывать такси через онлайн-сервисы и получать другую важную информацию, необходимую для участия в голосовании.
Особенно серьезно страдают малоимущие граждане, для которых мобильный интернет зачастую является основным способом поддерживать связь с окружающим миром.
Еще один пример цензуры произошел в январе, когда во время виртуальных митингов Имрана Хана большинство соцплатформ были заблокированы еще до начала онлайн-трансляций. ПТИ призвала сторонников использовать VPN для обхода блокировок, но власти уже ограничивают и такие сервисы.
По данным организации NetBlocks, отслеживающей инциденты с покушением на свободу интернета, власти так и не представили законных оснований для ограничений доступа к платформе X.
Эксперты предупреждают, что правительство, скорее всего, продолжит наступление и будет оказывать давление на технологические компании, требуя цензурировать любой контент, который регуляторы сочтут опасным для режима.
* Компания Meta и её продукты признаны экстремистскими, их деятельность запрещена на территории РФ.
Собираем и анализируем опыт профессионалов ИБ