Представлен ежегодный обзор черного рынка «пробива» российских физлиц в 2023 году.
По данным ежегодного обзора черного рынка «пробива» российских физлиц, в 2023 году количество посредников, предлагающих незаконный доступ к персональным сведениям граждан, возросло до 81 (было 77). Большая часть (71) из них занимается «госпробивом», чуть меньшее количество (61) посредников предоставляет «мобильный пробив» и существенно меньше (22) – «банковский пробив».
По сравнению с 2022 годом число тех, кто занимается «банковским пробивом» практически не изменилось (было 21, стало 22). Посредников по «госпробиву» стало больше на 22%, а по «мобильному пробиву» — на 17%.
Обзор также зафиксировал резкое удорожание всех видов «пробивов» за последние годы. Медианная стоимость за последние семь лет выросла в 18,5 раз. Особенно заметный скачок цен произошел в 2021 году, когда стоимость услуг удвоилась, а в 2023 году - увеличилась еще в 2,5 раза. Эксперты связывают подъем цен с усиленными мерами противодействия инсайдерской деятельности, что увеличивает сложность получения информации и, соответственно, ее стоимость.
На графике показано изменение медианной цены всех основных видов «пробива» доступных на рынке
В отчете поясняется, что в качестве эталонной «услуги» для «банковского пробива» была выбрана выписка за минимальный период (месяц или более, в зависимости от того, что доступно на рынке) по счетам/картам клиентов всех банков, по которым были предложения за отчетный период. Для «мобильного пробива» — детализация звонков и СМС абонентов за минимальный период (месяц или более, в зависимости от того, что доступно на рынке) 4-х операторов связи. Для «госпробива» — получение информации о собственнике транспортного средства из ГИБДД, передвижения человека из системы «Розыск-Магистраль» и данные по всем выданным паспортам из АС «Российский паспорт».
Так, наиболее доступным остается «госпробив», который в среднем дешевле «банковского пробива» почти в 8 раз. По сравнению с 2022 годом цены на «госпробив» выросли в 2.5 раза, но продолжают оставаться самыми низкими — около 2000 рублей за одну выгрузку. «Предложений данной «услуги» на рынке всегда с избытком», - отмечается в обзоре.
Медианная цена «пробива» по трем основным направлениям: банки, операторы мобильной связи и государственные органы.
Больше других сегментов подорожал «мобильный пробив» операторов «большой четверки» — в 3,3 раза, средняя стоимость покупки данных телеком-компаний достигает 90 тыс. руб. У «Вымпелкома» «пробив» стоит около 87 тыс. руб., у МТС — 68,5 тыс. руб. Лидерами по стоимости данных стали «МегаФон» и Tele2, цена на них достигает 100 тыс. руб.
Стоимость данных клиентов банков в 2023 году выросла на 51%, до 38–40 тыс. руб., хотя в 2021–2022 годах оставалась без изменений. «В сравнении с «госпробивом» и «мобильным пробивом», «банковский пробив» по-прежнему является самой нестабильной «услугой» данного рынка. Предложений по тому или иному банку может не быть в нужный момент времени. По большинству небольших банков «пробива» нет в принципе или найти его крайне сложно», - поясняет основатель DLBI Ашот Оганесян. В то же время, признает он, по Сбербанку, например, услугу предлагают около десяти посредников примерно по 40 тыс. руб.
Медианная цена «пробива» по конкретным компаниям
Гравитация научных фактов сильнее, чем вы думаете