Минцифры приравняло услугу доставки контента к хостингу.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ сочло, что коммерческие CDN-провайдеры (провайдеры услуг доставки контента) должны выполнять те же обязательства, что и веб-хостинги, пишут «Ведомости». Речь идёт о географически распределенной инфраструктуре серверов, хранящих кэшированные данные и обеспечивающих ускоренную доставку цифрового контента пользователям.
Как пояснили источники СМИ, Минцифры направило соответствующие разъяснения российским IT-компаниям, оказывающим коммерческие услуги CDN. Согласно этим разъяснениям, такие компании теперь должны внедрять СОРМ с целью обеспечить требования по защите информации и установке технических средств противодействия угрозам.
Ранее для CDN-провайдеров подобные строгие требования не применялись. Более того, само понятие «услуга доставки контента» нигде в российском законодательстве не было определено. По данным источников, представитель «Билайна» еще в январе 2024 года запрашивал у Минцифры разъяснения, считать ли CDN хостингом, на что получил утвердительный ответ.
В соответствии с 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под провайдером хостинга понимается лицо, осуществляющее деятельность по предоставлению вычислительной мощности для размещения сведений в информационной системе, постоянно подключённой к интернету, следует из ответа врио директора департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры Евгения Хасина «Вымпелкому». «При предоставлении услуги доставки контента (CDN) владельцем сервиса предоставляются вычислительные мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключённой к сети интернет, в связи с чем указанные в вашем письме лица являются провайдерами хостинга», – говорится в письме. К каким конкретно лицам это относится, в ответе регулятора не уточняется.
В то же время в позиции Минцифры подчёркивается, что «письмо носит информационно-разъяснительный характер» и «не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом».
Аналитическое агентство «Рустелеком» в 2022 г. оценивало российский рынок CDN в 2,5 млрд руб., писал CNews. Показатели рынка за 2023 г. пока никто из аналитических компаний не оценивал. Лидер рынка – Ngenix (входит в группу «Ростелеком ЦОД»). В сентябре 2023 г. «Вымпелком» стал владельцем 95% доли в компании CDNvideo, второго по выручке игрока на российском рынке CDN.
Третью позицию на рынке занимает «Мегафон». На четвертом месте находился «EdgeЦентр», созданный бывшими сотрудниками ушедшей из России G-Core Labs. Среди крупных игроков на российском рынке в исследовании «Рустелекома» перечисляются Selectel, VK, МТС и «Яндекс», а также иностранные игроки Akamai, CloudFlare, CDN77, в 2022 г. покинувшие Россию. Еще одним серьезным игроком на рынке был Google. В мае 2022 г. компания уведомляла своих партнеров о расторжении договоров на обслуживание серверов Google Global Cache (GGC), которые использовались для ускорения загрузки сервисов Google, в том числе контента YouTube, писал РБК.
По мнению экспертов, новые требования касаются именно коммерческих CDN, но не затронут компании вроде «Яндекса» и VK, развивающие CDN для собственных нужд. Такие компании уже являются организаторами распространения информации и выполняют обязательства по СОРМ.
Ожидается, что для крупных CDN-провайдеров затраты на установку СОРМ могут составить десятки миллионов рублей, а для малых игроков станут нерентабельными. Ранее СМИ сообщали , что российские операторы ведут работы по расширению пропускных способностей своих CDN для замещения сетей Google.
Наш канал — питательная среда для вашего интеллекта