Глава ВВС США доверяет ИИ управление истребителем X-62A.
На базе ВВС США «Эдвардс» прошли испытания новейшего истребителя X-62A (модифицированного F-16), управляемого искусственным интеллектом. Глава ВВС Фрэнк Кендалл лично присутствовал на борту во время полёта, что подчеркивает значимость и доверие к новой технологии.
Истребитель VISTA продемонстрировал высокоскоростные манёвры со скоростью более 880 км/ч и перегрузками в 5G. Испытания позволили ИИ доказать свою способность управлять воздушным боем, в том числе приблизиться на расстояние менее 300 метров ко второму F-16, пилотируемому человеком.
ИИ-истребитель X-62A (слева) и F-16 с пилотом-человеком (справа)
После завершения часового полета Кендалл с улыбкой отметил, что ИИ проявил достаточно способностей, чтобы можно было доверить ему принятие решений о применении вооружений в бою. Однако такой вопрос вызывает серьёзные опасения среди экспертов по контролю над вооружениями и гуманитарных организаций, которые предостерегают от передачи решений о жизни и смерти исключительно датчикам и программному обеспечению. Международный комитет Красного Креста заявил, что автономное оружие требует срочного международного политического реагирования.
Фрэнк Кендалл в кабине X-62A
Несмотря на все опасения, Кендалл подчеркнул, что в системе всегда будет присутствовать человеческий контроль при применении вооружений. ВВС США планируют к 2028 году создать флот из более чем 1 000 беспилотных военных самолётов с ИИ, что позволит снизить риски для жизни пилотов и сократить затраты на производство.
Изменение в подходах связано не только с безопасностью и стратегической необходимостью, но и с экономическими факторами, особенно на фоне задержек в производстве и превышения бюджета программы F-35. В условиях возможного конфликта с Китаем, численно превосходящим США в воздушном пространстве, новые технологии могут предоставить значительные преимущества.
Согласно заявлениям военных, «ни одна другая страна не имеет аналогичного ИИ-истребителя, который обучается на миллионах данных в симуляторах, а затем проверяет свои действия в реальных полётах». Данные вновь возвращаются в симулятор, где ИИ продолжает обучение, что делает его всё более эффективным.
На данном этапе ИИ-истребитель VISTA уже побеждает пилотируемые самолёты в воздушных боях, и, хотя пилоты осознают, что в какой-то момент могут стать заменяемы, они также признают необходимость США держать темп в развитии военных технологий, чтобы соответствовать или превосходить возможности потенциальных противников.
VISTA уже проходил первые испытания в начале апреля, когда участвовал в воздушном бою в полностью автономном режиме против пилотируемого F-16. Пилот находился в кабине X-62A в качестве меры предосторожности, но управление осуществлялось искусственным интеллектом. Тест стал кульминацией разработок в рамках программы Air Combat Evolution (ACE), которую координирует DARPA.
Собираем и анализируем опыт профессионалов ИБ