Множество сайтов теряют аудиторию из-за ИИ-обновлений в Chrome

leer en español

Множество сайтов теряют аудиторию из-за ИИ-обновлений в Chrome

Владельцы популярных ресурсов лишились аудитории и доходов, когда Google внедрил ИИ в свой поисковик.

image

За последние два года корпорация Google провела несколько масштабных обновлений поискового алгоритма, что привело к большим переменам в работе Chrome. Одной из ключевых новинок стала функция, подстраивающая поисковую выдачу под потребности пользователя с помощью ИИ-генерируемых ответов — так называемых AI Overviews.

Нововведения нанесли болезненный удар создателям контента — той самой аудитории, которую, по заявлениям Google, компания стремится продвигать в поиске. Целый ряд популярных ресурсов оказался на грани вымирания.

AI Overviews — это система на базе генеративного искусственного интеллекта, которая не просто выдает ссылки на релевантные веб-страницы, а генерирует прямые ответы на поисковые запросы пользователей.

В основе лежат алгоритмы машинного обучения, способные агрегировать и анализировать релевантную информацию из множества источников в интернете. Вместо того, чтобы копировать текст с одного сайта, система синтезирует ответ на базе данных с различных веб-страниц. При этом у авторов контента все же есть определенный контроль над тем, будет ли AI Overviews включать ссылку на их ресурс в выдачу — для этого предусмотрен специальный HTML-тег. Однако после того, как ИИ-модель извлекла материалы с какого-либо сайта, полностью удалить эти данные из ее базы знаний уже не получится.

Ярким примером стал сайт HouseFresh.com, посвященный обзорам очистителей воздуха. Его основательница Гизела Наварро с супругом запустили проект в 2020 году, имея за плечами десятилетний опыт тестирования воздухоочистительных устройств. Они оборудовали свой подвал полигоном для испытаний различных моделей, согласно строгим научным методикам.

Вскоре после запуска Google начал выводить HouseFresh на первых строчках поисковой выдачи по тематическим запросам. Сайт стремительно разросся до процветающего бизнеса с коллективом из 15 сотрудников. У Наварро были амбициозные планы на будущее.

Однако в сентябре 2022-го, после одного из обновлений, трафик HouseFresh резко обрушился. «Прежние запросы, по которым поисковик показывал наш сайт, вдруг стал выдавать ссылки на поверхностные лайфстайл-журналы, которые явно не тестируют продукты вживую. В их статьях полно недостоверных сведений», — сетует Наварро.

Мартовское обновление 2023 года нанесло проекту ужасающий урон — с тысяч ежедневных посетителей аудитория сократилась до сотен. «Нас просто уничтожили», — констатирует Наварро. За последние недели ей пришлось распустить почти весь штат. Если ситуация не изменится, сайт, по ее словам, обречен.

Согласно данным аналитического сервиса SEMrush, такие авторитетные издания как New York Magazine (трафик упал на 32% за полгода), GQ (-26%), Urban Dictionary (-18 млн просмотров) и Oprah Daily (-58%) также пострадали от нововведений Google.

Зато на пользовательских платформах вроде Reddit , Quora и Instagram* наблюдался ошеломляющий рост посещаемости. По оценкам SEMrush, у Reddit он достиг 126%.

Многие опытные пользователи уже давно эксплуатируют эту платформу в качестве альтернативы стандартному поиску Google. Зная, что контент на Reddit создается настоящими людьми и не ориентирован на SEO-оптимизацию, они добавляли слово «Reddit» к своим поисковым запросам, чтобы найти действительно честные отзывы и мнения по интересующим их темам, а не откорректированный под поисковые системы контент от коммерческих сайтов.

В первом квартале 2024 года, спустя несколько месяцев после IPO, Reddit отчитался о рекордных $243 млн квартальной выручки — на 48% больше, чем годом ранее. Изменения в Google уже приносят компании дивиденды.

«Такой прирост трафика у Reddit беспрецедентен в масштабах интернета», — отмечает вице-президент Amsive Digital по SEO-стратегии Лили Рэй.

Независимые создатели контента обвиняют Google в том, что ее AI Overviews отбивают у пользователей желание переходить на их ресурсы.

«Ответы, сгенерированные ИИ, поверхностны и зачастую содержат ошибки, поэтому читатели не переходят на мой сайт», — сетует Кэти Берри, владелица ресурса по домоводству Housewife How-Tos. По ее словам, после внедрения новой функции посещаемость упала на 70%.

Путешественник и блогер Дэвид Лейтер, автор сайта World Travel Guy, также выражает недовольство работой AI Overview. Раньше его подробная статья о слот-каньонах в окрестностях Лас-Вегаса находилась на первых строчках поисковой выдачи Google. Теперь же ее вытеснил огромный блок с ответом, сгенерированным ИИ.

«Google подменил мою статью этим громоздким AI Overview, где приводится в основном неверная информация, — возмущается Лейтер. — В нем указываются первыми некоторые обычные ущелья и тропы, которые никак не являются слот-каньонами». Ссылка на авторский материал блогера есть, но где-то затерялась внизу результатов.

По мнению Лейтера, корпорация по сути присвоила себе его контент. «Google попросту украл то, что я создавал», — считает он.

Многие считают, что Google злоупотребляет своим монопольным положением на рынке поиска. В настоящее время компания является ответчиком по антимонопольному иску Минюста США, обвиняющего ее в незаконном доминировании в отрасли. Если Google проиграет дело, ее могут ожидать гигантские штрафы или даже принудительная реструктуризация бизнеса.

* Компания Meta и её продукты признаны экстремистскими, их деятельность запрещена на территории РФ.

Квантовый кот Шрёдингера ищет хозяина!

Живой, мертвый или в суперпозиции? Узнайте в нашем канале

Откройте коробку любопытства — подпишитесь