Конец эры керосина: Китай создаст дальнемагистральный электрический самолет к 2028 году
CATL объявила о планах по созданию коммерческого электрического самолета с дальностью до 3000 км.
Китайский гигант по производству батарей, компания Contemporary Amperex Technology Co. Limited (CATL), объявила об успешном испытании четырехтонного самолета, работающего на ультра-плотных «конденсированных батареях». В ближайшие 3-4 года компания планирует разработать восьмитонный электрический самолет с дальностью полета от 2000 до 3000 км.
CATL, занимающая 37% мирового рынка аккумуляторов для электромобилей, является ведущим производителем в этой области. Батареи CATL используются практически всеми крупными автопроизводителями, включая Ford и Tesla.
В апреле 2023 года CATL представила «
конденсированную батарею » с удвоенной плотностью энергии по сравнению с аналогами на рынке, достигающую 500 Втч/кг. Для сравнения, типичный свинцово-кислотный аккумулятор автомобиля имеет плотность около 50 Втч/кг, а литий-ионные батареи для электромобилей, такие как в Tesla Model 3, достигают около 265 Втч/кг.
Компания заявила о готовности к массовому производству супер-плотных литий-ионных батарей. Разработанные с учетом требований безопасности и веса, эти батареи предназначены для использования в авиации, что позволит значительно увеличить дальность полета экологически чистых воздушных судов.
Через три месяца после объявления CATL создала авиационное подразделение, заключив партнерство с Коммерческой авиастроительной корпорацией Китая (COMAC).
С тех пор события развиваются стремительно. На днях CATL сообщила об успешном испытательном полете четырехтонного самолета на батарейной тяге. Технические детали, такие как конфигурация батарейного блока, параметры двигателя, продолжительность полета, высота и скорости, пока остаются засекреченными. Тем не менее, по данным ChinaDaily, CATL планирует к 2027-2028 годам представить коммерческий электрический самолет с дальностью полета от 2000 до 3000 км.
Хотя восьмитонный самолет не сравнится по весу с Boeing 737 (31 тонна) или Airbus A320 (41 тонна), его масса сопоставима с частным самолетом Learjet 70/75, который весит чуть более 7 тонн и способен перевозить девять пассажиров. Именно на этот рынок, судя по всему, и нацелена CATL.
Обещанные показатели дальности полета значительно превосходят существующие экологически чистые пассажирские самолеты. Даже перспективные модели, такие как
Elysian E9X , предлагают дальность полета не более 1000 км. Если CATL удастся реализовать свои планы, это станет значительным прорывом в авиационной технологии.
Китайские авиационные власти уже демонстрируют готовность поддерживать инновационные решения в области электрического транспорта, сертифицируя операции воздушных такси eHang eVTOL задолго до аналогичных решений в США и Европе.
Повышение плотности энергии аккумуляторов сопряжено с возрастающим риском теплового разгона и потенциально серьезных последствий при неисправностях. Достижение показателя в 500 Вт·ч/кг вызывает определенные опасения, поэтому CATL при разработке этих инновационных летательных аппаратов уделяет первостепенное внимание вопросам безопасности. Компания внедряет передовые системы контроля температуры, улучшенные механизмы изоляции элементов и многоуровневые протоколы безопасности, чтобы минимизировать риски и обеспечить надежную эксплуатацию высокоэнергетических батарей в воздушном транспорте.