Рей Курцвейл: ИИ делает возможным радикальное продление жизни

Как искусственный интеллект и биотехнологии открывают двери к вечной молодости.

Эта статья адаптирована из книги Рэя Курцвейла «Сингулярность ближе: когда мы сливаемся с ИИ» .

За последние столетия медицина добилась значительных успехов в лечении и предотвращении заболеваний благодаря случайным открытиям и высокопроизводительным лабораторным методам. Однако этот подход всегда зависел от удачи и занимал много времени. Одним из самых известных примеров случайного открытия стало появление пенициллина, который спас миллионы жизней и положил начало эпохе антибиотиков.

Сегодня жизнь людей значительно увеличилась благодаря развитию медицины. В начале XIX века средняя продолжительность жизни в Европе составляла около 20 лет, а к середине XIX века в Великобритании и США она увеличилась до 40 лет. К 2023 году продолжительность жизни в развитых странах превысила 80 лет. Однако основные достижения были связаны с борьбой с внешними патогенами — бактериями и вирусами. Сейчас же медицина сталкивается с внутренними проблемами организма, такими как рак, атеросклероз, диабет и болезнь Альцгеймера.

С начала XXI века прирост продолжительности жизни замедлился, поскольку внимание медицины переключилось на хронические и дегенеративные заболевания. Например, в США с 1880 по 1900 годы средняя продолжительность жизни увеличилась с 39 до 49 лет, а с 1980 по 2000 годы — лишь с 74 до 76 лет.

Тем не менее, в 2020-х годах началась новая эра в медицине, связанная с использованием искусственного интеллекта (ИИ) и биотехнологий. Сейчас ИИ активно применяется для поиска новых лекарств и проведения цифровых симуляций, что позволяет ускорить и удешевить процесс разработки медикаментов. Одним из наиболее заметных примеров этого является область генетики. После завершения проекта «Геном человека» в 2003 году стоимость секвенирования генома стремительно снижалась, с $50 миллионов до $399 в 2023 году, и ожидается дальнейшее снижение стоимости благодаря использованию ИИ.

Искусственный интеллект уже начал оказывать клиническое воздействие, и ожидается, что к концу 2020-х годов его применение в медицине значительно возрастет. Это позволит напрямую воздействовать на биологические факторы, ограничивающие максимальную продолжительность жизни, такие как мутации митохондриальной ДНК, укорочение теломер и неконтролируемое деление клеток, вызывающее рак.

В 2030-х годах человечество, вероятно, достигнет третьего этапа радикального продления жизни с разработкой медицинских нанороботов. Эти микроскопические устройства будут способны осуществлять интеллектуальное обслуживание и ремонт на клеточном уровне по всему организму. Хотя некоторые биомолекулы уже можно считать примитивными нанороботами, ключевое отличие нанороботов третьего этапа заключается в их способности активно управляться искусственным интеллектом для выполнения широкого спектра задач.

Эта технология потенциально позволит достичь беспрецедентного уровня контроля над нашей биологией, сравнимого с тем, который мы имеем сейчас в отношении обслуживания автомобилей. Подобно тому, как автомобиль можно поддерживать в рабочем состоянии неопределенно долго путем своевременного ремонта и замены деталей, умные нанороботы смогут целенаправленно восстанавливать или обновлять отдельные клетки, потенциально преодолевая процессы старения.

Ожидается, что нанороботы смогут выполнять множество функций: от непрерывного мониторинга состояния клеток до точечного устранения повреждений ДНК, удаления токсинов, оптимизации работы клеточных органелл и даже регуляции экспрессии генов. Это открывает перспективы не только для борьбы со старением, но и для лечения многих заболеваний на молекулярном уровне.

Четвертая ступень технологического прогресса — возможность создания цифровых копий нашего сознания — вероятно, станет реальностью в 2040-х годах. Современная нейронаука предполагает, что ядро личности человека заключается не столько в физической структуре мозга, сколько в уникальной конфигурации информации, которую мозг обрабатывает и хранит. Когда технологии позволят нам с высокой точностью сканировать и воспроизводить эту информационную структуру на цифровых носителях, мы сможем создавать функциональные копии человеческого сознания.

Это открытие может иметь революционные последствия для понимания природы личности и концепции смерти. Теоретически, даже при разрушении биологического мозга, личность человека может сохраниться в виде цифровой копии. Такая технология потенциально может обеспечить беспрецедентное продление жизни путем периодического обновления и сохранения резервных копий сознания на надежных цифровых носителях.

Однако этот сценарий поднимает ряд сложных этических, философских и правовых вопросов, которые обществу предстоит решить. Например, как определить правовой статус цифровой копии личности? Каковы этические аспекты создания множественных копий одного сознания? Как это повлияет на наше понимание идентичности и непрерывности личности?

Не ждите, пока хакеры вас взломают - подпишитесь на наш канал и станьте неприступной крепостью!