История бухгалтера Хелен, которая внезапно стала главарем преступной банды.
В последнее время участились случаи мошенничества , направленного на этнических китайцев, которые проживают за рубежом. Преступники, выдающие себя за сотрудников китайской полиции, используют изощренные методы обмана, чтобы выманивать крупные суммы денег у своих жертв. Одной из таких жертв стала Хелен Янг, британка китайского происхождения, работающая бухгалтером в Лондоне.
История Хелен началась с вполне обыденного телефонного звонка. Человек, представившийся сотрудником китайской таможни, сообщил ей о задержании подозрительной посылки, якобы отправленной от ее имени. Когда Хелен выразила недоумение, ей посоветовали обратиться в полицию, если она считает, что кто-то мог воспользоваться ее личными данными. Несмотря на внутренние сомнения, Хелен решила не прерывать разговор.
«Знаете, мы, люди, выросшие в Китае, с детства приучены к послушанию», — объясняет пострадавшая. «Когда партия или родители о чем-то просят, отказать бывает очень сложно».
Ее соединили с неким «офицером Фаном», якобы полицейским из Шэньчжэня. Когда Хелен попросила подтвердить его полномочия, он предложил перейти на видеосвязь. Во время разговора женщина увидела человека в полицейской форме, чье лицо соответствовало удостоверению, которое он продемонстрировал.
Офицер Фан устроил для нее виртуальную экскурсию по помещению, которое выглядело как настоящий полицейский участок, с несколькими сотрудниками в форме и столом с крупной полицейской эмблемой. Этот момент стал переломным для Хелен — все ее сомнения рассеялись: «В тот момент я окончательно поверила в происходящее. Я даже извинилась перед ним: “Простите за недоверие, но сейчас приходится быть начеку — вокруг столько мошенников”».
Во время разговора женщина услышала объявление по громкой связи, информирующее офицера Фана о звонке по ее делу. После короткой паузы беседа приняла неожиданный оборот. Офицер сообщил, что Хелен подозревают в причастности к крупному финансовому мошенничеству.
«Я возмутилась: “Что за чушь!”». А он ответил: “Никто сразу не признает свою вину. Поэтому важны доказательства”», — рассказывает Хелен. Ей предъявили банковскую выписку с огромной суммой на ее имя. Правоохранитель заявил: если она невиновна, то должна помочь им выйти на след настоящих преступников.
Мошенники вынудили Хелен подписать соглашение о неразглашении, запрещающее ей рассказывать кому-либо о расследовании. Ей пригрозили дополнительным полугодовым тюремным сроком в случае нарушения этого условия. «Он сказал мне прямым текстом: “Если вы кому-нибудь проболтаетесь о допросе китайской полицией, ваша жизнь окажется под угрозой”», — вспоминает пострадавшая.
Более того, преступники заставили Хелен установить специальное приложение, позволяющее круглосуточно отслеживать ее действия. В течение следующих нескольких дней жертва пыталась сохранять видимость нормальной жизни на работе, а вечера проводила за составлением подробной автобиографии, которую ей приказали написать, освещая каждый аспект жизни.
Затем офицер Фан сообщил о задержании нескольких подозреваемых. Он показал Хелен письменные показания, в которых несколько человек якобы указывали на ее причастность к преступлению. Ей также продемонстрировали видео, на котором один из заключенных называл ее главарем мошеннической схемы.
Кульминацией стала угроза экстрадиции в Китай в течение суток. Несмотря на британское гражданство, Хелен поверила: «Он просто поставил меня перед фактом: “У вас 24 часа на сборы. Завтра за вами приедут и отвезут в аэропорт”.
Единственным способом избежать «экстрадиции» было внесение залога. После проверки банковских выписок женщине приказали перевести 29 000 фунтов стерлингов — все ее жизненные сбережения. «У меня сердце кровью обливалось. Я ведь обещала дочери помочь с первым взносом за квартиру», — говорит Хелен.
Но даже после этого мошенники не угомонились. Через несколько дней они потребовали найти еще 250 000 фунтов стерлингов, иначе экстрадиция неизбежна. «Я чувствовала, что борюсь за свою жизнь. Мелькала мысль — если меня депортируют в Китай, я могу уже никогда не вернуться».
Обман раскрылся, когда Хелен попыталась занять деньги у друга. Об этом узнала ее дочь, которая и объяснила матери, что та стала жертвой обмана. Однако прежде, чем поговорить с дочерью, Хелен спрятала телефон в кухонный ящик, увела дочь в спальню и накрыла их обеих одеялом, чтобы преступники не могли подслушать разговор.
Банк в итоге вернул все деньги, но последствия могли быть куда серьезнее. «Две недели я не смыкала глаз. Попробуйте уснуть, когда знаете, что за вами круглосуточно следят через телефон», — говорит пострадавшая. В состоянии хронического недосыпа она дважды попадала в аварии, во второй раз полностью разбив машину. «Слава богу, никто не пострадал, но ведь могло случиться непоправимое. Такие преступные схемы реально могут стоить кому-то жизни».
Эта история — лишь одна из многих. Посольства Китая по всему миру и даже ФБР США выпустили предупреждения о подобных схемах. В Лос-Анджелесе зафиксирован случай, когда пожилая женщина отдала мошенникам 3 миллиона долларов, веря, что это убережет ее от экстрадиции.
В некоторых случаях китайские студенты за границей, не способные удовлетворить финансовые требования лжеполицейских, были вынуждены разыгрывать собственное похищение. Это делалось для того, чтобы получить выкуп от семей.
«Жертв заставляют снимать видео, где они якобы находятся в заложниках — связанные, измазанные кетчупом, имитирующим кровь, умоляющие родных о помощи», — объясняет детектив Джо Дуэйи из полиции Нового Южного Уэльса.
Как считают следователи, за этими преступлениями могут стоять организованные преступные группировки, базирующиеся в странах Юго-Восточной Азии, таких как Мьянма, Камбоджа и Лаос. По данным китайских государственных СМИ, за последний год в Китай были экстрадированы десятки тысяч подозреваемых.
Власти призывают людей проявлять бдительность и не поддаваться на подобные уловки. Важно помнить, что настоящие правоохранительные органы никогда не требуют денежных переводов по телефону или через видеосвязь. При малейших подозрениях рекомендуется немедленно обращаться в местную полицию и не бояться сообщать о подобных инцидентах.Лечим цифровую неграмотность без побочных эффектов