Истоки Арраксиса: как «Дюна» меняет наш взгляд на будущее Земли

Истоки Арраксиса: как «Дюна» меняет наш взгляд на будущее Земли

Чем вдохновлен роман, ставший манифестом зеленого движения?

image

В свете недавнего успеха фильма «Дюна: Часть вторая» литературоведы и экологи вновь обратили внимание на удивительные истоки знаменитого романа Фрэнка Герберта. Этот шедевр, считающийся одним из лучших произведений в жанре научной фантастики, продолжает оказывать влияние на писателей, художников и изобретателей, формируя их видение будущего.

Исследователь, работающий над книгой по истории экологии, обнаружил, что Герберт черпал вдохновение из неожиданных источников. Оказывается, концепция бесценного ресурса «пряности» в «Дюне» была вдохновлена... птичьим помётом.

Ключевым источником идеи оказался труд эколога Лесли Рида «Социология природы» 1962 года. В книге Рид подробно описывал гуановые острова Перу, где накопленный птичий помёт считался ценнейшим удобрением. Это вещество, прозванное «белым золотом», было настолько ценным, что вызвало серию войн между Испанией и несколькими её колониями в конце 19 века.

В романе пряность — это не только изысканная приправа, улучшающая вкус пищи, но и галлюциногенный наркотик, позволяющий некоторым людям искривлять пространство и отправляться в межзвёздные путешествия.

Интересно, что на создание экосистемы Арракиса Герберта вдохновили не только научные труды, но и мудрость коренных народов. Писатель тесно общался с потомками индейских племён Тихоокеанского Северо-Запада, изучая их взаимоотношения с природой.

Особенно значимым было влияние двух друзей Герберта. Один из них — Уилбур Терник, потомок вождя Кобовея, который встречал экспедицию Льюиса и Кларка в 1805 году. Терник, будучи опытным полевым экологом, показал Герберту дюны Орегона и объяснил, как с помощью пляжных трав можно предотвратить наступление песков на близлежащие города — этот процесс подробно описан в романе.

Второй товарищ — Говард Хансен, учитель искусства и устный историк племени квилетов. Хансен изучал разрушительное влияние вырубки лесов на родные земли своего народа и поощрял интерес Герберта к экологии.

Опыт индейцев нашел отражение в образе фременов — коренных жителей Арракиса, умело управляющих хрупкой экосистемой своего мира.

Оказывается, Герберт задумывал «Дюну» не как эпос о покорении космоса, а как предупреждение о надвигающейся экологической катастрофе на Земле. Когда он начал писать роман в 1963 году, мир стоял на грани ядерной войны, а экосистемы находились под угрозой из-за бурного развития промышленности.

Роман, опубликованный в 1965 году, быстро стал знаменем зарождающегося экологического движения. Сам Герберт выступал на первом Дне Земли в Филадельфии в 1970 году. В первом издании знаменитого экологического каталога «Whole Earth Catalog» «Дюна» рекламировалась под лозунгом: «Метафора — экология. Тема — революция».

Хотя новые экранизации «Дюны» Дени Вильнёва сосредоточены в основном на антиколониальной тематике, есть надежда, что в третьем фильме экологическое послание Герберта прозвучит в полную силу. Режиссёр уже намекнул, что возможно будет экранизовано продолжение — «Мессия Дюны».

Исследователи подчеркивают: экологическое послание Герберта, так сильно впечатлившее читателей 1960-х, сегодня обрело новую актуальность. В эпоху, когда человечество сталкивается с вызовами глобального изменения климата, призыв «Дюны» к гармоничному сосуществованию с природой звучит как никогда своевременно и убедительно.

Кибербезопасность - это просто, если знаешь как.

Подпишись и узнай!