Целью программы является развитие критических технологий к 2029 году.
Китай приступил к пятилетней программе по повышению квалификации в сфере науки и образования, стремясь развить критические технологии для противостояния сдерживающим мерам со стороны США и их союзников. Центральный комитет Коммунистической партии Китая объявил, что к 2029 году страна должна создать «качественную рабочую силу», чтобы поддержать экономику, основанную на инновациях. Это обязательство было включено в официальное коммюнике, опубликованное после четырехдневного пленума, в котором приняли участие более 350 членов Центрального комитета.
В коммюнике отмечается, что образование, наука и технологии, а также кадры являются основой для модернизации Китая. Это заявление сделано на фоне усиливающегося давления со стороны США и их союзников, направленного на ограничение роста Китая в науке и технологиях, а также в условиях серьезных внутренних проблем, с которыми сталкивается страна.
Центральный комитет также признал необходимость реформирования системы науки и технологий для продвижения страны и удовлетворения ожиданий общества. В документе подчеркивается, что реформы должны быть углублены, чтобы способствовать модернизации Китая, адаптации к новой волне научно-технической революции и промышленной трансформации, а также к новым ожиданиям людей.
Президент Си Цзиньпин неоднократно подчеркивал роль науки и технологий в строительстве «модернизированного социалистического государства». В 2022 году на национальном конгрессе партии он заявил, что наука и технологии должны рассматриваться как основная производительная сила, талант — как основной ресурс, а инновации — как основной драйвер роста.
Развитие этого кадрового потенциала может включать пересмотр научно-технических учреждений и механизмов для достижения ключевых технологических прорывов. Важность реформирования образовательной системы и улучшения кадровой политики также была отмечена в коммюнике.
Преподаватели и эксперты из ведущих китайских университетов отмечают, что для преодоления вызовов, стоящих перед научно-техническим сектором Китая, необходимо продолжать и углублять институциональные реформы. В прошлом реформы научно-технической системы часто не сопровождались изменениями в образовании и подготовке специалистов, что приводило к недостаточной поддержке и мотивации талантливых кадров.
Кроме того, существуют проблемы с интеграцией системы образования и промышленности, что мешает подготовке междисциплинарных специалистов. Ограниченная мобильность ученых между университетами, исследовательскими институтами и предприятиями также препятствует развитию высококвалифицированных кадров.
В последние годы на пленумах Центрального комитета все больше внимания уделяется вопросам науки и технологий. В 2013 году основное внимание было сосредоточено на охране окружающей среды и защите природных ресурсов, а в 2020 году — на научной самообеспеченности и преодолении мировых научно-технологических рубежей.
Ожидается, что стратегия, включающая элементы самообеспеченности и глобального подхода, будет отражена в окончательном решении комитета, которое пока не было обнародовано.