Лэмбовский сдвиг: как одно открытие изменило квантовую физику

Реальность квантовых флуктуаций была доказана еще в 1947 году.

Физики давно заметили, что их теоретический мир отличается от экспериментального. В экспериментальном мире измеряются точные величины и свойства, а в теоретическом моделируется реальность с помощью сложных математических инструментов. Одним из ярких примеров этого являются виртуальные частицы. В теории существуют реальные частицы, которые можно измерить, и виртуальные, которые не фиксируются детекторами, но заполняют всё пространство.

Виртуальные частицы: что это такое?

Виртуальные частицы представляют собой математический инструмент, используемый для описания квантовых процессов. Они не могут быть обнаружены напрямую, так как не оставляют следов в детекторах, не сталкиваются с реальными частицами и не существуют в привычном нам смысле. Тем не менее, их влияние на реальный мир существенно и может быть измерено. Одним из первых экспериментальных подтверждений существования виртуальных частиц стало открытие, сделанное в 1947 году, известное как Лэмбовский сдвиг .

Водородный атом: основа квантовой теории

Водород, состоящий из одного протона и одного электрона, служит идеальной моделью для изучения квантовой теории. Протон имеет массу примерно в 1836 раз больше массы электрона, положительный заряд и полуцелый спин. Электрон, связываясь с протоном, образует нейтральный водородный атом, чья масса немного меньше суммы масс свободных протона и электрона. Эта разница возникает из-за энергии, которая выделяется при их связывании в виде фотонов.

Квантовые уровни энергии

Энергетические уровни электрона в атоме водорода дискретны, что и является основой квантовой физики. Переходы электрона между уровнями сопровождаются испусканием или поглощением фотонов, что объясняется законами квантовой механики. Например, при переходе электрона из свободного состояния в основное состояние атома водорода выделяется 13,6 электрон-вольт энергии. Эта энергия соответствует массе, потерянной при образовании атома, согласно знаменитому уравнению Эйнштейна E=mc².

Эксперимент Лэмба и Ретхерфорда

В 1947 году эксперимент Лэмба и Ретхерфорда открыл новый аспект квантовой теории. Они возбудили атомы водорода из основного состояния (1S) в первое возбужденное состояние (2S) с помощью пучка электронов. Затем они облучали эти возбужденные атомы электромагнитным излучением. Когда частота излучения достигала чуть более 1 ГГц, часть атомов сразу же возвращалась в основное состояние, что свидетельствовало о переходе электронов из состояния 2S в состояние 2P.

Лэмбовский сдвиг

Этот эксперимент показал, что уровни энергии 2S и 2P различаются, что противоречило предсказаниям моделей Бора и Дирака . Это различие, известное как лэмбовский сдвиг, объясняется взаимодействием электрона с «радиационным полем». Это взаимодействие можно корректно учесть только в рамках квантовой теории поля, включая взаимодействия с виртуальными частицами.

Квантовые флуктуации

Квантовые флуктуации в электромагнитном поле вызывают изменения в положении электрона, что влияет на среднюю силу Кулона . Поскольку орбитали 2S и 2P имеют разные геометрии, квантовые флуктуации влияют на них по-разному, что и приводит к лэмбовскому сдвигу. Эти флуктуации представляют собой проявление взаимодействий виртуальных частиц, таких как виртуальные фотоны, которые непрерывно появляются и исчезают.

Значение квантовых флуктуаций

Квантовые флуктуации оказывают влияние не только на водородный атом, но и на многие другие системы. Например, они играют ключевую роль в коррекции уровней энергии электронов в более сложных атомах и молекулах. Это имеет важное значение для понимания химических реакций и свойств материалов. Современные методы измерения и теоретического анализа позволяют с высокой точностью учитывать эффекты квантовых флуктуаций, что способствует развитию новых технологий и материалов.

Заключение

Сегодня водородный атом остаётся важнейшим объектом для проверки квантовой теории, позволяя измерять константу тонкой структуры с точностью до 1/1,000,000. Квантовая природа Вселенной охватывает не только частицы, но и поля, что подтверждено экспериментами на протяжении более семидесяти лет. Лэмбовский сдвиг и его объяснение через квантовые флуктуации показывают, насколько важны и реальны эти виртуальные процессы. Научные исследования в этой области продолжают расширять наше понимание фундаментальных законов природы, открывая новые горизонты в физике и других науках.

Кибербезопасность - это просто, если знаешь как.

Подпишись и узнай!