Министр Саид представила новую стратегию цифровой безопасности страны.
Малайзийский парламент в октябре рассмотрит законопроект о механизме экстренного отключения интернета.
Азалина Отман Саид, министр по вопросам права и институциональных реформ страны, раскрыла подробности готовящейся инициативы в соцсетях. По ее словам, новый акт будет регламентировать процедуру и применение системы блокировки сети. Власти рассматривают эту идею как часть стратегии по укреплению цифровой безопасности государства.
Тем не менее, Саид не уточнила, какой именно контент правительство намеревается ограничивать и в каких ситуациях планируется задействовать «выключатель». Вместо этого она акцентировала внимание на том, что руководство страны стремится повысить ответственность владельцев социальных платформ и мессенджеров за роль их сервисов в совершении киберпреступлений. Она перечислила ряд правонарушений: от мошенничества и распространения материалов о насилии над детьми до сексуальных домогательств, вымогательства и травли в сети.
Саид подчеркнула, что подобные нормативные акты уже действуют в некоторых странах, однако не привела конкретных примеров.
Помимо механизма отключения интернета, кабинет министров Малайзии изучает варианты поправок, которые точно определят понятие кибербуллинга и установят методы противодействия этому явлению.
В сентябре Малайзия организует конференцию, посвященную проблемам онлайн-угроз. Среди приглашенных экспертов — ученые и Фрэнсис Хауген, бывшая сотрудница Facebook, которая в 2021 году раскрыла десятки тысяч внутренних документов компании.
За день до поста Саид малайзийский регулятор интернета — Комиссия по коммуникациям и мультимедиа Малайзии (MCMC) — анонсировал новые требования для социальных сетей и мессенджеров. С начала 2025 года платформы, насчитывающие свыше 8 миллионов пользователей из Малайзии, обязаны получить лицензию на свою деятельность. В противном случае им грозит судебное преследование.
До этого момента лицензирование касалось только провайдеров сетевой инфраструктуры, сетевых услуг, приложений и контента согласно Акту о коммуникациях и мультимедиа от 1998 года.
MCMC заявила, что нововведение «сформирует более защищенную онлайн-среду и улучшит пользовательский опыт, особенно для детей и семей».
Однако не все разделяют оптимизм властей. Например, лондонская правозащитная организация Article 19 вместе с 66 партнерскими объединениями недавно опубликовала открытое письмо. В нем новое требование названо «вопиющим злоупотреблением властью и примером некомпетентного управления».
Авторы обращения утверждают, что предложенные меры «задушат» социальные медиа и отвратят граждан от участия в демократических процессах. Признавая необходимость контроля для снижения онлайн-рисков, правозащитники сомневаются, что расширение полномочий правительства — верный путь к достижению этой цели.
Спойлер: мы раскрываем их любимые трюки