Луноход NASA вряд ли поедет снова, но навсегда останется в истории.
53 года назад произошло первый электромобиль прокатился по поверхности Луны. Речь идет о Лунном вездеходе (LRV), который NASA разработало для последних трех миссий программы «Аполлон».
История создания этого уникального транспортного средства началась незадолго до полета «Аполлона-11». Изначально инженеры мечтали о роскошном луноходе с герметичной кабиной, способном совершать длительные путешествия. Однако реальность внесла свои коррективы — каждая миссия «Аполлон» ограничивалась одним запуском ракеты «Сатурн-5», что накладывало жесткие рамки на размер и вес машины.
Разработка LRV превратилась в настоящую гонку со временем. Инженерам потребовалось всего 17 месяцев, чтобы создать работающий прототип. При этом бюджет проекта вырос с первоначальных 19 миллионов долларов до 38 миллионов.
Джон Янг, командир миссии «Аполлон-16», вспоминал, как во время испытаний системы развертывания лунохода в компании Northrop Grumman произошел конфуз. «Мы потянули за шнур, чтобы автоматически развернуть LRV... и он рухнул грудой обломков на пол,» — рассказывал астронавт.
Конструкторы учитывали замечания будущих водителей. Так, по предложению Янга и его коллеги Чарли Дьюка, изменили центральный рычаг. «Чтобы повернуть, нам приходилось отклонять рычаг вправо или влево. В скафандре это было очень сложно и утомительно, поэтому мы попросили техников добавить сверху рукоятку, которую можно было поворачивать для изменения направления движения», — объяснял Янг.
Каждое колесо лунохода приводилось в движение отдельным электромотором. Питание обеспечивали две несменяемые серебряно-цинковые батареи на 36 вольт. Колеса могли вращаться в противоположных направлениях, что позволяло развернуться буквально на месте — радиус поворота составлял всего 3,1 метра.
А каково было впервые сесть за руль на Луне? Дэвид Скотт, командир «Аполлона-15», сравнивал это с полетом на самолете. «На Луне не было ни одного абсолютно ровного участка,» — вспоминал Скотт. Сложности добавляли громоздкие скафандры, в которых было непросто сесть за руль. Ну и конечно, пыль — колеса из металлической сетки поднимали ее тучами.
«Езда напоминала помесь родео на мустанге и плавания на лодке в сильный шторм,» — красочно описывал свои впечатления Скотт.
Янг был в восторге от лунохода: «Это была веселая поездка. Действительно, отличная машина. Иногда заднюю часть немного заносило, но это не было проблемой.»
Астронавты даже устроили своеобразные гонки. Янг и Дьюк разогнались до 17 км/ч, но их рекорд побил Юджин Сернан из экипажа «Аполлона-17», достигнув скорости 18 км/ч. Правда, как отмечают в Книге рекордов Гиннесса, Сернану и его напарнику Шмитту помогло то, что они ехали под гору с тяжелым грузом лунных камней.
Сегодня на Луне остаются три лунохода, которые вряд ли когда-нибудь снова поедут. В отличие от современных электромобилей, их батареи не подлежали подзарядке.
Тем не менее, первая поездка электромобиля по Луне более полувека назад — это событие, достойное того, чтобы поднять за него бокал.
От классики до авангарда — наука во всех жанрах