Космические хищники: 10 необычных пульсаров обнаружены в Terzan 5

Находка ученых раскрывает тайны формирования галактик.

Астрономы нашли десять необычных мёртвых звёзд (нейтронных звёзд), недалеко от центра Млечного Пути. Они находятся в шаровом скоплении Terzan 5, которое расположено на расстоянии 18 000 световых лет от Земли. Скопление очень плотное и содержит сотни тысяч звёзд разного возраста – от 12 до 4,5 миллиардов лет.

Среди найденных звёзд есть несколько пульсаров-«пауков», которые уничтожают звёзды своими плазменными сетями, и звезда-«вампир», поглощающая своих компаньонов. Нейтронные звезды могут вращаться со скоростью до 700 оборотов в секунду, излучая лучи радиации из своих полюсов. Отсюда и название таких звезд – пульсары.

10 быстро вращающихся пульсаров в Terzan 5

Учёные из Национальной радиоастрономической обсерватории США (NSF NRAO) использовали телескопы Green Bank и MeerKAT для обнаружения пульсаров. Специалисты сравнили новые данные с 20-летними наблюдениями за Terzan 5 и выявили уникальные характеристики звёзд.

В числе находок – две нейтронные звезды, которые образуют крайне редкую двойную систему. В Млечном Пути известно около 3600 пульсаров, но лишь 20 из них являются двойными системами. Когда такие системы формируются, одна нейтронная звезда вытягивает материал из другой, увеличивая свою скорость вращения. Пара может побить рекорд по скорости вращения, превысив 716 оборотов в секунду.

Кроме того, были найдены 3 новых пульсара-«паука», делящиеся на «Redbacks» и «Black Widows» в зависимости от массы звезды-спутника, которую они поглощают. Redbacks охотятся на звёзды-спутники массой от 10% до 50% массы Солнца, а Black Widows – на звёзды с массой менее 5% массы Солнца.

Вращающаяся нейтронная звезда периодически испускает радио (зеленые) и гамма-лучи (пурпурные) мимо Земли (концепции пульсара «черная вдова»)

Открытие необычных нейтронных звёзд поможет астрономам лучше понять пульсары и их эволюцию в шаровых скоплениях. Учёные надеются найти больше таких звёзд в Terzan 5 с помощью обычных пользователей в рамках проекта Einstein@Home, который позволяет любому желающему предоставить время простоя компьютера для поиска новых нейтронных звёзд.

Искусственный интеллект уже умнее вас. Как не стать рабом машин?

Узнайте у нас!