Археология в космосе: ученые исследуют жизнь на МКС полевыми методами

leer en español

Археология в космосе: ученые исследуют жизнь на МКС полевыми методами

Данные о быте астронавтов помогут сделать будущее миссии комфортнее.

Археология на протяжении всей истории была сосредоточена главным образом на изучении наземных объектов. Но по мере освоения космического пространства этот подход постепенно меняется. Международная космическая станция (МКС), которая за 2 десятилетия приняла более 270 астронавтов, предоставила исследователям уникальную возможность применить археологические методики к внеземному объекту.

В недавнем исследовании, опубликованном в журнале PLOS ONE , группа ученых из Университета Чапмана в Калифорнии использовала традиционную полевую методику шурфовки для анализа того, как постоянно меняющееся «микросообщество» на борту станции адаптируется и трансформируется со временем. Вместо раскопок, как это делается на Земле, команда выбрала шесть различных локаций на МКС и попросила астронавтов ежедневно фотографировать эти участки на протяжении примерно двух месяцев в 2022 году.

Основное внимание в работе уделяется результатам, полученным из первых двух подробно задокументированных мест — квадратного участка, официально предназначенного для технического обслуживания оборудования, и другого участка, расположенного рядом с тренажерным залом и туалетом. Используя специально разработанную компьютерную программу для анализа изображений, ученые обнаружили 5 438 различных «артефактов», используемых экипажем в повседневной жизни — от AR-гарнитур до обычных маркеров. Затем полученные данные сравнили с отчетами о деятельности астронавтов, чтобы понять, как фактическое использование этих пространств отличается от их изначального назначения.

Выяснилось, что на МКС, как и на Земле, пространства не всегда используются по своему первоначальному назначению. Например, участок для технического обслуживания, астронавты в основном использовали для хранения различных вещей. Зона возле тренажерного зала и туалета, не имевшая четкого назначения, тоже превратилась в импровизированный шкаф для пакетов, предметов личной гигиены и даже компьютера (по словам жителей станции, практически бесполезного).

«Мы были довольно организованной командой, которая в основном придерживалась одинакового мнения о том, как нужно все делать, — рассказывал один из астронавтов. — Но со временем мы навели порядок в лаборатории и пришли к общему согласию относительно того, где и как хранить вещи».

Эксперимент помог выяснить, как люди адаптируются к абсолютно новой среде обитания, полностью отличной от земных условий. Команда полагает, что сделав использование пространства на МКС более гибким, можно повысить автономию экипажа и улучшить их общее благополучие. Ученые также считают, что дальнейшие исследования с применением шурфовых и других методик, разработанных для изучения наземных объектов, могут помочь при проектировании будущих жилых модулей для длительных космических миссий на Луну, Марс и другие планеты.

Ты не вирус, но мы видим, что ты активен!

Подпишись, чтобы защититься