Белый список: изучаем последствия отказа от Scopus для российской науки

Белый список: изучаем последствия отказа от Scopus для российской науки

Россия отказывается от западных баз данных.

image

Министерство науки и высшего образования России разработало постановления правительства, определяющий, в каких случаях для оценки и мониторинга публикационной активности российских ученых будут использоваться не «дискредитировавшие» себя, в формулировке ведомства, международные базы Scopus и Web of science — а российский «Белый список» научных журналов.

«Белый список» был создан в 2022 году как ответная мера на запрет доступа российским исследователям к западным наукометрическим базам. Согласно документу, этот перечень будет применяться при отборе претендентов на гранты для обучения, выборе объектов Национальной электронной библиотеки и для доступа к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам.

Министерство продолжает работу над национальной системой оценки результативности научных исследований и разработок. В связи с событиями на Украине российские организации лишились доступа к ведущим наукометрическим базам данных: сначала к Web of Science Core Collection, а затем и к Scopus. В ответ правительство ввело мораторий на учет публикаций ученых в изданиях из этих баз (до конца 2024 года).

В ноябре 2022 года межведомственная рабочая группа составила «Белый список», включающий как зарубежные научные издания, индексируемые в Scopus и Web of Science, так и российские журналы из Russian Science Citation Index (RSCI). Документ Минобрнауки предусматривает замену в ряде правительственных актов фразы «статьи в журналах из баз данных Web of Science и Scopus» на «статьи из Белого списка журналов».

Академик Алексей Хохлов ранее пояснял в своем телеграм-канале, что в «Белый список» были включены издания, которые по состоянию на середину 2022 года индексировались в Web of Science Core Collection, Scopus и Russian Science Citation Index (RSCI). По словам эксперта, речь идет о замене формулы «журналы из Web of Science и Scopus» на формулу «журналы из "белого списка"». Только публикации в этих журналах будут считаться «зачетными».

Хохлов отметил, что на первом этапе основу «белого списка» составят журналы, реферируемые в Web of Science и Scopus, а также ведущие российские журналы из списка RSCI. Однако в дальнейшем возможно как исключение журналов из списка (если они превратятся в «хищные» журналы, публикующие статьи за деньги без должного рецензирования), так и включение новых изданий, например, лучших журналов из списка ВАК.

В настоящее время перечень включает 29,1 тыс. изданий, из которых около 1 тыс. — русскоязычные. В мае 2023 года были утверждены правила ранжирования журналов из «Белого списка» на основе уровня цитируемости, разделяющие их на четыре категории. По предварительным оценкам Минобрнауки, более 350 отечественных изданий смогут получить первый и второй уровни.

Министерство поясняет, что разрабатывает нормативно-правовые акты для обеспечения оценки результативности научных исследований и разработок без использования «дискредитировавших себя западных наукометрических баз данных».

Академик РАН Алексей Хохлов отмечает необходимость развития базы RSCI путем включения новых качественных журналов и исключения низкокачественных. Он также обращает внимание на сопутствующие проблемы, такие как задержки в выпуске журналов РАН издательством «Наука» и неясность с переводом статей на английский язык.

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв подчеркивает, что современная наукометрика далека от совершенства, и включение в систему оценки иностранных или отечественных журналов существенно не меняет общую картину. Он отмечает, что публикация — лишь один из показателей эффективности научной деятельности, и существуют различия между дисциплинами в отношении публикаций в зарубежных журналах.

Эксперты также обсуждают возможные последствия этих изменений для мировой науки. Александр Широв считает, что целью суверенизации науки не должна быть изоляция от мирового научного сообщества. По его мнению, равноправный обмен результатами исследований для России возможен только при наличии собственных научных результатов мирового уровня.

Дмитрий Белоусов, руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП, прогнозирует, что ситуация с глобальной наукой и суверенной технологической сферой может продлиться еще 10-12 лет. Он отмечает риск суверенизации части фундаментальной науки и подчеркивает важность поиска альтернативных путей интеграции России в мировую науку.

В целом, эксперты сходятся во мнении, что мы вступаем в период глубокого раскола научного сообщества, особенно между Россией и Западом, а также Китаем и Западом. Этот процесс может оказаться более серьезным, чем в 1930-е годы, хотя возможности для научного сотрудничества и публикаций в международных журналах все еще сохраняются.

Станьте призраком в интернете

Узнайте как на нашем канале

Присоединяйтесь сейчас