Рынок инфобизнеса ждет контроль и ограничения.
Рособрнадзор предложил обязать блогеров и коучей разрабатывать и утверждать свои онлайн-курсы и тренинги в соответствии с государственными образовательными стандартами. Эта инициатива связана с участившимися случаями предоставления некачественных образовательных услуг в интернете, что зачастую приводит к дезинформации и мошенничеству. Согласно предложению, курсы, не соответствующие российским образовательным стандартам, будут запрещены, а за нарушение этого правила могут грозить штрафы. Кроме того, планируется ввести реестр физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, имеющих право вести образовательную деятельность.
В ведомстве отмечают, что в онлайн-пространстве участились случаи, когда образовательные услуги оказываются лицами без соответствующей лицензии. Зачастую такие курсы заменяют образовательную деятельность откровенным мошенничеством, предоставляя околонаучные знания, которые могут противоречить современной науке и духовно-нравственным ценностям. В связи с этим Рособрнадзор считает необходимым создать реестр физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, которые имеют право на проведение образовательных тренингов и семинаров в определённых областях.
Также ведомство предлагает разработать примерные программы, которые будут использоваться организациями и индивидуальными предпринимателями для создания своих образовательных программ в интернете. Это обеспечит соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов при дистанционном обучении. Рособрнадзор также настаивает на ужесточении ответственности для организаций и предпринимателей, распространяющих ложную информацию о своих образовательных программах, в том числе касательно выдачи документов государственного образца.
Особое внимание уделяется вопросу использования слов «институт», «университет» и «академия» в наименованиях организаций, не имеющих лицензии на реализацию образовательных программ высшего образования. Часто это вводит граждан в заблуждение относительно уровня и качества предоставляемых услуг. В связи с этим предложено дополнить федеральный закон №273 запретом на использование этих слов организациями и предпринимателями, не имеющими права на предоставление высшего образования.
Яна Лантратова, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению, поддержала инициативу Рособрнадзора. По её словам, сфера инфобизнеса растёт стремительными темпами, и её оборот превышает миллиард рублей в год, но среди представителей этой профессии нередко встречаются мошенники. Лантратова отметила, что совместно с Рособрнадзором разрабатывается проект регулирования этой сферы, включающий введение обязательных лицензий для блогеров, предоставляющих образовательные услуги.
Григорий Аветов, глава Ассоциации дополнительного профессионального образования, считает, что большинство блогеров не занимаются образовательной деятельностью в её классическом понимании, а просто делятся своими знаниями и опытом. Он подчёркивает, что регулирование передачи знаний в таком формате представляется невозможным и требует саморегулирования. Однако, если блогер продаёт свои услуги как образовательные, то он должен подлежать государственному регулированию.
Заслуженный учитель России Любовь Павлюченкова поддержала инициативу Рособрнадзора, отметив, что в интернете слишком много обмана, и важно, чтобы государство взяло ситуацию под контроль. Глава Комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина также выразила поддержку и добавила, что в её адрес поступило много жалоб от родителей на деятельность некоторых блогеров, таких как Елена Блиновская, которая обвиняется в неуплате налогов и введении в заблуждение своих слушателей.
Анастасия Красникова, основатель Консультационного центра Ассоциации блогеров и агентств, считает, что предложенные меры не повлияют на добросовестных участников рынка. Она подчеркнула, что необходимо разработать программы на основе методических рекомендаций Минобрнауки и чётко указать образовательные платформы, на которых будут размещаться вебинары и проводиться проверка знаний.
Разбираем кейсы, делимся опытом, учимся на чужих ошибках