Запретный эксперимент: как люди древности пытались понять природу нашей речи

Запретный эксперимент: как люди древности пытались понять природу нашей речи

Печальный опыт доказывает: молчание опасно для детей.

image

Слышали ли вы о так называемом «запретном эксперименте», который проводился на протяжении нескольких веков в далеком прошлом? Люди того времени пытались понять, как развиваются языковые навыки у детей и что влияет на этот процесс.

Согласно древнегреческому историку Геродоту, фараон Псамметих I около 600 года до нашей эры приказал передать двух новорожденных пастуху и велел с ними не разговаривать. Он хотел выяснить, какой язык будут использовать дети, если их этому не обучать. Подобный эксперимент проводился в XIII веке императором Священной Римской империи Фридрихом I. В Хронике Салимбене отмечается трагический исход: малыши попросту не смогли выжить без «хлопков руками, жестов, радостного выражения лица и ласковых слов».

В XX веке на такие опыты уже вряд ли кто-нибудь мог решиться, однако, к сожалению, по всему миру все еще были дети, которые росли в условиях крайней изоляции и сталкивались с жестоким обращением. Таким образом условия «запретного эксперимента» воспроизводились непреднамеренно, и у ученых была возможность наблюдать последствия длительной социальной и языковой депривации, не прибегая к неэтичным испытаниям.

В 1930-х годах американский психолог Уинфред Келлог и его жена провели необычный опыт : они пытались вырастить шимпанзе по имени Гуа вместе со своим 10-месячным сыном Дональдом. Идея была в том, чтобы сравнить развитие человеческого детеныша и детеныша шимпанзе в одинаковых условиях. Родители обращались с Гуа так же, как с сыном: одевали ее, кормили за столом, учили пользоваться ложкой. Однако эксперимент пришлось прервать, когда Дональд начал имитировать звуки и поведение Гуа, вместо того чтобы говорить по-человечески.

Анализ более давних случаев может многое рассказать о вопросах, которые волновали людей на протяжении веков, а также о критической важности социального взаимодействия для развития речи и личности ребенка.

Удивительно, но люди проявляют невероятную стойкость и находчивость в поисках способов общения друг с другом. Яркий пример тому — дети, которые при невозможности вербального общения способны разработать собственный язык жестов (совсем как наши предки когда-то).

Ученые выделяют несколько периодов сензитивного развития, во время которых мозг наиболее восприимчив к языковым стимулам. Самый важный этап приходится на первые три года жизни ребенка, хотя способность к изучению языков сохраняется и позже. В это время наш мозг особенно пластичен и активно формирует нейронные связи в ответ на языковые стимулы. Например, дети до 6-7 месяцев способны различать звуки всех языков мира, но затем эта способность сужается до родной речи.

Важно отметить, что «запретный эксперимент» в его классическом понимании сегодня полностью запрещен международными конвенциями по правам человека. Вместо этого применяются неинвазивные методы, такие как нейровизуализация и лонгитюдные опыты.

Ищем темную материю и подписчиков!

Одно найти легче, чем другое. Спойлер: это не темная материя

Станьте частью научной Вселенной — подпишитесь