Наводнение-джихад: как реклама в Google подпитывает теории заговора

leer en español

Наводнение-джихад: как реклама в Google подпитывает теории заговора

Фактчекеры рассказывают, почему количество фейков в сети продолжает расти.

image

В августе 2022 года в индийском штате Ассам были арестованы четверо мусульман, которых обвинили в намеренном вызове разрушительных наводнений. Эти стихийные бедствия затронули преимущественно индуистский город Силчар. Тогда в социальных сетях начала распространяться теория заговора о том, что преступники якобы устроили настоящий джихад. Несмотря на громкие обвинения, полиции не удалось найти доказательств, подтверждающих эту версию.

Вскоре после арестов BBC и индийское фактчекинговое издание Alt News провели независимые расследования. Исследователи заявили, что все обвинения против мусульман оказались ложными. Однако некоторые вебсайты до сих пор продолжают публиковать статьи, поддерживающие эту конспирологическую теорию, и даже извлекают из финансовую выгоду за счет рекламы.

Используя программу Google AdSense, издатели могут зарабатывать от $10 до $20 за каждую тысячу просмотров статей. Возникают серьезные вопросы относительно противоречивой политики Google, который с одной стороны заявляет о борьбе с дезинформацией, а с другой продолжает получать прибыль от рекламы, размещенной на страницах с фейками.

Организация Bellingcat проанализировала статьи, опубликованные с 2022 по 2024 годы, которые содержали 17 ранее опровергнутых ложных утверждений. Материалы проверялись аккредитованными организациями Международной сети фактчекинга (IFCN) и Alt News, и соответствовали определению «языка ненависти» по стандартам Google.

Было выявлено 53 уникальных вебсайта, включая 21 медиа-издание, которые опубликовали 91 статью, распространяющую ложные сведения. Из них 44 сайта, многие из которых хорошо известны в индийской дезинформационной среде, активно зарабатывали на рекламе через Google AdSense.

Однако, возможно, это лишь верхушкы айсберга, так как исследование охватывало только материалы на английском языке и небольшую часть статей на хинди. Вполне вероятно, что масштабы распространения ложного контента и его монетизации намного шире.

Представители Google утверждают, что большинство статей с фейками не нарушают их политики, и только у тех издателей, которые действительно нарушают, отбирают право на участие в маркетинговых кампаниях. Тем не менее компания не предоставила список заблокированных страниц, несмотря на запросы Bellingcat.

В 2017 году Google внедрил новую политику удаления рекламы не с целого сайта, а только с отдельных страниц. Это позволяет сайтам-нарушителям продолжать зарабатывать на других статьях, даже если некоторые из них оказываются заблокированными. Например, OpIndia, один из самых известных правых сайтов в Индии, продолжал показывать рекламу Google, несмотря на то что Bellingcat флагировал статьи с фейковой информацией.

Другие рекламные компании, такие как Taboola и iZooto, также способствуют распространению ложного контента. Bellingcat обнаружил их рекламу на сайте Newstrack Live, который опубликовал ложные сведения о связи мусульманского протестующего с террористической группировкой Аль-Каида. При этом ни Taboola, ни iZooto не ситуацию не прокомментировали.

Тем не менее Bellingcat удалось привлечь внимание некоторых брендов, чьи рекламные баннеры были замечены рядом с контентом, разжигающим ненависть. Например, компания Temu удалила свои объявления с нескольких сайтов. Другие компании, такие как Hiscox и Expedia, также заблокировали рекламу на OpIndia после обращения исследователей.

Хотя Google утверждает, что рекламодатели могут контролировать, где именно появляется их реклама, на практике это оказывается сложной задачей. Эксперты же считают, что ответственность за финансирование ненавистнического контента лежит не только на рекламных платформах, но и на самих брендах.

Квантовый кот Шрёдингера ищет хозяина!

Живой, мертвый или в суперпозиции? Узнайте в нашем канале

Откройте коробку любопытства — подпишитесь