Мост между абстракцией и реальностью: как физика вдохновляет математику

Ученые исследуют удивительную связь между науками.

Математика издавна играла центральную роль в развитии физики. Вспомним хотя бы 1915 год, когда Альберт Эйнштейн представил свою общую теорию относительности, которая стала «триумфом» для математики. Эйнштейн тогда удивлялся, как можно было использовать абстрактные математические идеи, созданные задолго до его времени и без какого-либо конкретного применения, для описания реальных явлений, таких как гравитация. Возник вопрос: как абстрактные математические конструкции могут так точно отражать физическую реальность?

Сама математика возникла из практических нужд человечества. В древней Месопотамии, например, шумеры разрабатывали системы счёта для учёта товаров и имущества. Эти начальные, простые формы математики постепенно развились в сложные теоретические конструкции, которые по-прежнему служат важной основой для научных открытий. Несмотря на то что математика ушла далеко от своих практических корней и часто кажется слишком абстрактной, она продолжает оставаться критически важным инструментом для физики.

Однако в последние десятилетия произошел любопытный поворот: физика начала оказывать влияние на математику. В то время как ранее математика служила основой для физических открытий, теперь физические законы и закономерности помогают решать сложные математические проблемы. Ученые начинают осознавать, что физика не только описывает реальный мир, но и является мощным инструментом для создания новых математических концепций. Некоторые философы задаются вопросом: почему физика оказывается настолько «эффективной» в создании новых математических идей?

Интересно, что красота математических концепций активирует те же области мозга, что и восприятие музыки, искусства или поэзии. Почему же физика, которая занимается конкретными объектами вроде электронов и яблок, помогает решать абстрактные математические задачи, связанные с такими вещами, как функции и уравнения?

Математик Тимоти Гауэрс отмечает, что физики не так строги в своих подходах к доказательствам, как математики. Это позволяет им двигаться быстрее и исследовать новые математические области, где математики могут позже вернуться и проверить их открытия. Физики часто охватывают широкие области ещё не исследованной «математической карты», тогда как математики детально прорабатывают небольшие участки. Такая гибкость позволяет физикам находить новые и мощные математические концепции, которые позже становятся предметом математических исследований.

Исторически связь между физикой и математикой была сильной. Древнегреческий математик Архимед использовал законы механики для создания своих важнейших математических открытий. Исаак Ньютон, вместе с Готфридом Лейбницем, разработал математический анализ для описания движения падающих объектов. Однако к середине XX века поток новых математических идей из физики почти прекратился. Молодые математики, такие как группа Бурбаки, стремились сделать математику максимально точной и формальной, в то время как физики были заняты разработкой революционных идей, таких как Стандартная модель.

Ситуация начала меняться благодаря британскому математику Майклу Атье. Он стал важной фигурой в возрождении сотрудничества между физикой и математикой. Атья понимал, что теоретическая физика, особенно идеи, связанные с квантовой механикой, могла бы стать мощным источником новых идей для математики. Одним из его самых значимых достижений было сотрудничество с физиком Эдвардом Виттеном, пионером теории струн, которая предлагает, что фундаментальными составляющими вселенной являются не частицы, а крошечные колеблющиеся струны.

Теория струн, хотя и не нашла окончательного подтверждения в физике, уже оказала огромное влияние на математику. В 1991 году физики Филип Канделас и его коллеги использовали инструменты теории струн для решения сложной задачи в области счетной геометрии, древней математической дисциплины, связанной с подсчётом решений геометрических задач. Их работа соединила два направления геометрии, которые раньше считались не связанными между собой, что стало большим прорывом в математике.

Другим крупным вкладом теории струн стало предложение Виттена в 1995 году, что пять разных версий теории струн на самом деле являются частью единой 11-мерной концепции, названной «М-теорией». Хотя М-теория до сих пор не подтверждена, она уже дала многочисленные математические открытия, открыв перед учеными новые возможности для исследований. Такие неожиданности и новые структуры продолжают вдохновлять математиков, и каждый месяц теория струн приносит новые идеи, которые помогают развивать математику.

Вопрос, почему физика приводит к столь интересным математическим открытиям, остаётся открытым. Ян-Хуэй Хэ утверждает, что математика, возникающая из физического мира, интуитивно понятна нашему мозгу. Мы обладаем врожденной способностью распознавать и понимать математические закономерности, связанные с физической реальностью.

Существует также философский вопрос о том, какова природа этой связи между физикой и математикой. Некоторые считают, что физические законы, такие как законы сохранения энергии или импульса, могут быть так же необходимы, как математические теоремы. Если это так, то возможно, что математика и физика — это две стороны одной медали, обе основаны на фундаментальных принципах мироздания.

Некоторые философы, такие как Макс Тегмарк, идут ещё дальше, утверждая, что сама Вселенная может быть построена на математических принципах. Эта идея предполагает, что наш мир — лишь один из множества вселенных, каждая из которых реализует различные математические возможности.

В любом случае, становится очевидным, что взаимодействие физики и математики вновь начинает становиться столь же тесным, каким оно было во времена Ньютона и Гаусса. Это объединение может привести к новым открытиям как в понимании природы Вселенной, так и в развитии самой математики.

Кибербезопасность - это просто, если знаешь как.

Подпишись и узнай!