Из инфлюенсеров в информаторы: что нужно знать владельцам страниц с 10 тысячами подписчиков

Из инфлюенсеров в информаторы: что нужно знать владельцам страниц с 10 тысячами подписчиков

Пользователи с крупной аудиторией теперь под контролем.

image

Роскомнадзор предложил порядок формирования реестра страниц в социальных сетях, которые имеют более 10 тысяч подписчиков. Это предложение связано с недавно принятым законом, согласно которому владельцы подобных страниц обязаны раскрывать свои данные.

Согласно проекту *, в реестр должны быть включены такие сведения, как название страницы и ее адрес в интернете, данные о пользователе, включая ФИО для физических лиц и информацию о юридических лицах, включая организационно-правовую форму и регистрационный номер. Также требуется указать контактные данные, такие как телефонные номера и электронные почты владельцев и администраторов страниц, а также IP-адреса компьютеров, с которых была зарегистрирована и ведется страница.

Предполагается, что эти сведения можно будет отправить через сайт Роскомнадзора или по электронной почте. После получения данных ведомство в течение недели проверит их достоверность и, при подтверждении, внесет страницу в реестр. Владельцы страниц обязаны уведомлять о любых изменениях в указанных данных.

Страницу могут исключить из реестра в случае нарушения закона, удаления страницы или уменьшения числа подписчиков до уровня ниже 10 тысяч. Также предусмотрена возможность повторного включения страницы в реестр при изменении обстоятельств.

Новые правила коснутся таких соцсетей, как TikTok, Twitter, YouTube, «ВКонтакте», Telegram, и ряда других, которые включены в реестр Роскомнадзора. В то же время Facebook и Instagram в реестре отсутствуют, так как их материнская компания Meta признана экстремистской и запрещена в России.

Закон, регулирующий этот вопрос, был подписан в августе. Если владелец страницы с более чем 10 тысячами подписчиков не предоставит данные о себе, он не сможет размещать рекламу, а другие каналы не смогут репостить его сообщения.

В ходе обсуждения новых правил в Государственной Думе было отмечено, что раскрытие данных о владельцах телеграм-каналов и других страниц в социальных сетях призвано повысить ответственность авторов контента. Этот шаг рассматривается как способ сделать информационный обмен более прозрачным и контролируемым, что соответствует общей линии на усиление контроля за цифровым пространством.

Тем не менее остаются вопросы относительно точной интерпретации закона. До сих пор не было четко определено, какие именно страницы считаются персональными, что создает неопределенность. Например, страницы интернет-магазинов, действующих на платформе «ВКонтакте», могут оказаться в серой зоне, так как неясно, должны ли они подпадать под те же требования, что и персональные страницы.

Отдельное внимание привлекает вопрос о соблюдении законодательства о рекламе. Дела о нарушениях, связанных с рекламой на страницах соцсетей, будут рассматривать Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Однако, как показывают практики, большинство разбирательств начинается по жалобам, а не по инициативе самой службы. Это создает риск того, что новый механизм может стать инструментом конкурентной борьбы, когда жалобы будут использоваться для давления на владельцев крупных страниц.

*6 сентября проект был удалён с портала https://regulation.gov.ru/

Ищем темную материю и подписчиков!

Одно найти легче, чем другое. Спойлер: это не темная материя

Станьте частью научной Вселенной — подпишитесь