Микробы-путешественники: как они перемещаются по планете и чем грозят людям?

Высоко над нашими головами кипит невидимая и немного опасная жизнь.

Международная группа исследователей из Японии и Испании обнаружила феномен , способный изменить наше представление о распространении микроорганизмов и их влиянии на здоровье человека. Специалисты в области климата, здравоохранения и атмосферных явлений провели серию уникальных экспериментов на высоте от 1000 до 3000 метров над уровнем моря. Результаты показали, что воздух на этих высотах буквально кишит живыми организмами — бактериями, вирусами и грибками.

Для сбора данных использовался специально зафрахтованный самолет. Для забора материала на разных высотах было совершено 10 полетов над планетарным пограничным слоем Японии. В образцах обнаружили более 266 родов грибов и 305 родов бактерий. Среди бактерий преобладали актинобактерии, бациллоты, протеобактерии и бактероиды. Грибковая флора в основном была представлена аскомицетами.

Самый тревожный факт — присутствие среди этих микроорганизмов нескольких потенциально опасных для человека патогенов. В их числе оказались кишечная палочка, серрация маркесценс и стафилококк эпидермальный. Все они могут вызывать у людей множество серьезных заболеваний.

По словам исследователей, микроорганизмы могут преодолевать огромные расстояния, используя сильные ветры в качестве своеобразного «транспорта». Анализ ДНК показал, что большинство микробов, обнаруженных над Японией, прилетели из Китая, то есть преодолели более 2000 километров.

Способность микроорганизмов к таким дальним путешествиям открывает новый глобальный механизм распространения болезней по всему миру. Более того, среди «воздушных путешественников» обнаружили бактерии, устойчивые к антибиотикам. Многие образцы удалось вырастить в лабораторных культурах, что подтверждает их резистентность к неблагоприятным факторам среды.

Это открытие может иметь серьезные последствия для общественного здравоохранения. Оно заставляет по-новому взглянуть на механизмы распространения инфекционных заболеваний и возникновения глобальных эпидемий. Теперь перед учёными стоит задача оценить, насколько значительную роль играет «воздушный транспорт» в распространении болезнетворных микроорганизмов.

Проведенное исследование также поднимает вопросы о возможном влиянии климатических изменений на распространение патогенов. Усиление ветров или изменение их направления из-за глобального потепления может привести к появлению новых вспышек.

Станьте призраком в интернете