Security Lab

Как резонанс меняет Вселенную: от бокала до элементарных частиц

Что общего у бокала и субатомной частицы?

Физики часто говорят об открытии новых частиц, таких как бозон Хиггса или недавно обнаруженный двойной чарм-тетракварк. Однако на самом деле они наблюдают лишь незначительные «бугорки» на графиках, которые указывают на наличие резонанса — одного из самых универсальных явлений в природе. Резонанс, как явление, встречается повсеместно: от музыки и колебаний в атомах до процессов в умирающих звёздах и существования субатомных частиц.

Резонанс происходит, когда объект подвергается воздействию силы, чья частота близка к его естественной частоте, что приводит к усилению колебаний. Каждая система имеет свои естественные частоты, которые зависят от её физических свойств. Например, когда звук попадает в резонанс с частотой бокала, его вибрации усиливаются, и при определённых условиях стекло может разбиться. Энергия, поступающая в систему, накапливается, если её частота соответствует резонансной, и отклик системы становится всё сильнее. Этот процесс можно наблюдать не только в повседневной жизни, но и в микромире.

Один из первых, кто математически описал явление резонанса, был швейцарский математик Леонард Эйлер . В 1739 году он вывел уравнение, которое описывало поведение системы, находящейся под воздействием силы, близкой к её резонансной частоте. Он обнаружил, что при достижении точной резонансной частоты амплитуда колебаний системы теоретически может расти бесконечно, если не учитывать потери энергии. В реальных физических системах энергия теряется, например, через звуковые волны, что предотвращает бесконечный рост колебаний.

Ярким примером такого процесса является бокал, который начинает вибрировать, если воздействовать на него звуком соответствующей частоты. Эти вибрации нарастают до тех пор, пока система не достигает устойчивого состояния или пока вибрации не станут настолько сильными, что стекло разрушится. Тот же принцип применяется и в других резонансных системах, таких как мосты, которые могут разрушиться под воздействием регулярных колебаний, вызванных, например, шагами марширующих солдат.

При этом явление резонанса играет важную роль в фундаментальной физике частиц. До начала XX века резонанс рассматривался как свойство, присущее лишь вибрационным системам, таким как струны музыкальных инструментов или колеблющиеся тела. Однако с развитием квантовой механики учёные обнаружили, что резонансные явления могут объяснить поведение не только макроскопических объектов, но и субатомных частиц.

Квантовая механика показала, что свет, который рассматривался как волна, может вести себя как частица — фотон, энергия которого пропорциональна частоте. В свою очередь, частицы, такие как электроны, также могут проявлять волновые свойства. Эти открытия привели к тому, что физики начали рассматривать атомы как системы, обладающие резонансными частотами, на которых электроны могут переходить с одного энергетического уровня на другой, поглощая или излучая фотоны. Это явление также известно как квантовый резонанс. Например, атомы могут поглощать энергию только тех волн, частота которых соответствует разнице между их энергетическими уровнями. Это сходно с тем, как бокал вибрирует только под воздействием звуковой волны с правильной частотой.

Развитие квантовой теории полей в конце 1920-х годов открыло новые горизонты в понимании резонансных явлений. В этой теории элементарными объектами Вселенной являются поля, которые заполняют всё пространство. Частицы же рассматриваются как локализованные колебания этих полей. Эти колебания подчиняются резонансным частотам, которые определяются фундаментальными физическими константами. Именно эти частоты определяют массу частиц, а при достаточной энергии можно «вытянуть» из вакуума новую частицу, если система подвергается воздействию силы на резонансной частоте.

В физике элементарных частиц резонанс используется для объяснения того, как образуются и разрушаются частицы. Когда частицы сталкиваются на высоких энергиях, физики могут измерить частоту появления различных комбинаций частиц. На графиках таких экспериментов появляются ярко выраженные пики, которые указывают на наличие резонансных явлений, а следовательно — новых частиц. Это можно сравнить с бокалом, который начинает вибрировать, когда его частота совпадает с частотой звуковой волны.

В 1950-х и 1960-х годах физики обнаружили множество неожиданных пиков в данных экспериментов. Эти пики указывали на существование новых частиц, многие из которых имели очень короткое время жизни — менее триллионной доли секунды. Хотя такие частицы нельзя было наблюдать напрямую, их существование было подтверждено благодаря резонансным явлениям. Сегодня такие короткоживущие частицы часто называют «резонансами», что подчёркивает их фундаментальную связь с явлением, которое изменило наше понимание физического мира.

Таким образом, резонанс играет центральную роль не только в музыкальных инструментах и повседневной жизни, но и в глубоком понимании строения материи, взаимодействий частиц и процессов, происходящих во Вселенной.

Ваши гаджеты следят за вами. Мы знаем, как это остановить!

Присоединяйтесь