CHOICE создала рейтинг автогигантов по уровню проникновения в личную жизнь водителей.
Австралийская организация CHOICE выявила, что 7 из 10 самых популярных автомобильных брендов страны собирают и передают данные водителей третьим лицам, что вызывает опасения по поводу защиты частной жизни автовладельцев.
Исследование показало, что крупнейший автомобильный бренд Австралии — Toyota — собирает информацию о местоположении автомобилей и данные «Drive Pulse», которые фиксирует разгон, торможение и маневры на поворотах. Данные передаются не только самой компании, но и её партнерам и сторонним поставщикам услуг.
Ford и MG также собирают данные, однако отказались объяснить, каким образом обрабатывается и кому передается информация. Mazda заявила, что собирает «данные о голосовом взаимодействии» и использует их в рекламных целях, что вызывает дополнительные вопросы.
Особую тревогу вызывает сбор Kia и Hyundai биометрических данных, таких как голосовые команды, которые передаются американской фирме Cerence, занимающейся инновациями в области ИИ для транспорта. Эксперты подвергают сомнению заявления компаний о том, что такие данные могут быть переданы в обезличенном виде, поскольку обезличивание биометрической информации невозможно, как заявляют специалисты.
Tesla, как выяснилось, собирает не только голосовые команды водителей, но и видеоклипы и изображения, полученные с помощью встроенных в автомобили камер. Эти данные передаются третьим лицам, причём компания утверждает, что использует методы защиты конфиденциальности и что данные не связаны с личной информацией водителей. Однако Tesla не объясняет, как именно это происходит.
Общие результаты исследования
Кроме того, данные исследований CHOICE показали, что многие автовладельцы обеспокоены масштабом сбора информации. Национальный опрос, проведённый в июне 2024 года, показал, что три четверти респондентов выступают против сбора видео и аудиозаписей внутри автомобилей. Поддержка сбора данных для повышения безопасности, таких как использование ремней безопасности, оказалась выше — 39%, но лишь 30% респондентов согласились на сбор данных о манере вождения, таких как резкое торможение или скорость.
Неудовлетворенность клиентов усиливается на фоне роста числа компаний, собирающих данные без явного согласия автовладельцев. Многие водители даже не догадываются, что подключённые функции автомобилей начинают собирать данные автоматически при покупке автомобиля или установке приложения. Более того, в некоторых случаях отключение таких функций может привести к потере других важных возможностей, таких как навигация или прогноз погоды, а в случае Toyota — к аннулированию гарантии при удалении модуля передачи данных.
Эксперты отмечают, что законодательство в области защиты данных в Австралии значительно отстает от современных вызовов. Европейцы никогда бы не допустили таких практик, однако в Австралии вопросы конфиденциальности часто остаются без внимания. Представитель CHOICE заявил, что текущие изменения в Законе о конфиденциальности не обеспечивают достаточной защиты данных водителей. CHOICE призывает правительство внедрить новые механизмы, которые бы ограничивали компании в сборе данных и обеспечивали соответствие ожиданиям клиентов.
Исследования показывают, что автопроизводители часто нарушают стандарты конфиденциальности. Так, в сентябре 2023 года Mozilla заявила, что 25 крупных автопроизводителей, включая Ford, не соблюдают требования по защите данных пользователей.
Напомним, что в мае Федеральная торговая комиссия (FTC) предупредила автопроизводителей, что внимательно следит за сбором и продажей данных клиентов. Комиссия отметила возможные меры, которые могут быть применимы к автопроизводителям за передачу чувствительных данных рекламодателям. Особое внимание уделено продаже геоданных и «тайному раскрытию конфиденциальной информации».
Вопрос конфиденциальности данных автомобилей стал важным для защитников прав потребителей в последние годы. Так, Privacy4Cars в прошлом году выпустила инструмент под Vehicle Privacy Report, который показывает, какую информацию о конкретном автомобиле можно собрать. Введя VIN автомобиля, пользователь может увидеть, что могут знать о нем автопроизводители. По оценкам, автомобили могут производить 25 ГБ данных в час.
В то же время, отчет WIRED показал, что большинство крупных автомобильных брендов собирают данные о местоположении и параметрах вождения, а некоторые компании также собирают данные о состоянии автомобиля, такие как уровень топлива, давление в шинах и ошибки двигателя. Кроме того, некоторые автопроизводители могут получать доступ к данным из подключенных устройств, таких как смартфоны, планшеты или навигаторы.
Гравитация научных фактов сильнее, чем вы думаете