Ученые выявили интересную связь между временами года и человеческими ценностями.
Группа ученых из Университета Британской Колумбии и Университета Ноттингема провела исследование , результаты которого могут изменить наше понимание человеческой психологии и морали. Анализ более 230 000 онлайн-опросов, собранных за десятилетие, показал, что моральные ценности людей могут меняться в зависимости от времени года.
Работа базируется на теории моральных оснований - стандартизированной системе, используемой социологами для оценки наших убеждений о правильном и неправильном. Эта концепция выделяет пять фундаментальных ценностей, формирующих социальное поведение человека: заботу/стремление предотвратить вред, справедливость/взаимность, лояльность группе, уважение к авторитетам и чистоту/святость. Теория была разработана американскими психологами Джонатаном Хайдтом, Крейгом Джозефом и Джесси Грэмом в 2004 году.
Ведущий автор исследования, аспирант-психолог Ян Хом из Университета Британской Колумбии, вместе с коллегами обнаружил интересную закономерность. "Связывающие" ценности - лояльность, уважение к авторитетам и чистота - которые способствуют сплоченности группы и конформизму, получали более слабую поддержку летом и зимой. Причем, чем более экстремальными были сезонные погодные различия, тем более выраженным был этот эффект летом.
“Индивидуализирующие" ценности - забота о других и справедливость - не показали устойчивой сезонной динамики. Все принципы, связанные с личными правами, оставались относительно стабильными на протяжении года.
Ученые предполагают, что одним из объяснений сезонных колебаний может быть уровень тревожности. Используя дополнительный набор данных из 90 000 опросов и информацию о частоте интернет-запросов, они обнаружили, что больше всего люди волнуются по тем или иным причинам весной и осенью.
Брайан О'Ши, психолог из Университета Ноттингема, отмечает тесную связь между тревожностью и ощущением угрозы. По данным предыдущих исследований, те, кто чувствует себя более уязвимым к сезонным заболеваниям, часто оказываются наиболее доверчивыми, ксенофобными и конформными. "Когда вы чувствуете угрозу, вы стремитесь получить защиту от своей группы", - поясняет О'Ши.
Эти выводы могут иметь далеко идущие последствия. Авторы работы предполагают, что сезонные изменения в моральных ценностях могут влиять на решения присяжных, эффективность кампаний по вакцинации и даже на исходы выборов.
Однако, конечно же, у этой гипотезы есть свои ограничения и несостыковки. Например, Айвори А. Толдсон, психолог из Говардского университета, отмечает: данные были собраны преимущественно в западных, образованных, индустриальных, богатых и демократических (WEIRD) популяциях. Он призывает коллег не обобщать результаты и также обратить внимание на "уникальный моральный опыт маргинализированных групп".
Что думают другие специалисты? Ян Хом соглашается с тем, что выявленная закономерность не будет одинаково влиять на всех. Тем не менее, он уверен: исследование ярко демонстрирует влияние сезонов на человеческую психологию.
Норман Розенталь, психиатр из Медицинской школы Джорджтаунского университета и ведущий эксперт по сезонному аффективному расстройству, комментирует результаты исследования: "Эта статья показывает, что мы очень сезонные создания. Наше внутреннее состояние определенно влияет на наше поведение".
От классики до авангарда — наука во всех жанрах