От мемов до трагедии: как соцсети мешают спасать жизни

От мемов до трагедии: как соцсети мешают спасать жизни

Когда картинки с котиками важнее экстренных новостей.

image

За последние десятилетия телевидение и газеты постепенно отошли на второй план: самые свежие новости мы узнаем из соцсетей. Удобно, быстро и всегда доступно. Однако есть у такого прогресса и серьезный минус: критически важная информация может остаться незамеченной под слоем развлекательного контента. Исследователи из Технологического института Стивенса в Нью-Джерси подтверждают : во время чрезвычайных ситуаций сообщения спасательных служб иногда теряются в потоке постов о домашних животных и политических дискуссий.

Научная группа проанализировала публикации в X во время разрушительных ураганов Харви, Имельда, Лаура и Флоренс, обрушившихся на США, Центральную Америку и Карибский бассейн с 2017 по 2020 год. Результаты исследования, опубликованные в International Journal of Disaster Risk Reduction, показали неутешительную картину.

"Представьте шумную вечеринку, где все громко спорят о политике – в такой обстановке практически невозможно докричаться до собеседника", – образно описывает ситуацию доктор Хосе Рамирес-Маркес из Школы системных предприятий Стивенса. По его словам, для властей это создает серьезные проблемы в коммуникации с населением.

Алгоритмы социальных сетей отдают предпочтение эмоциональному контенту: историям о спасении домашних животных, человеческим драмам и дебатам об изменении климата. Между тем, официальные предупреждения о эвакуации и инструкции по безопасности остаются практически незамеченными.

При этом во время стихийных бедствий социальные сети становятся основным каналом коммуникации для многих пострадавших районов. Когда привычные средства связи выходят из строя, именно через социальные платформы люди пытаются найти информацию о близких и получить указания от спасательных служб.

По мнению исследователей, социальным платформам пора пересмотреть принципы работы алгоритмов, чтобы важные сообщения от официальных источников получали приоритет. Недавние природные катастрофы во Флориде, Джорджии и Северной Каролине показали, как легко в социальных сетях распространяются ложные сведения, мешая людям получать достоверную информацию.

Однако решение проблемы требует деликатного подхода. В поисках выхода из ситуации социальные платформы сталкиваются с серьезной дилеммой. Когда они пытаются регулировать, какие сообщения пользователи увидят первыми, их сразу обвиняют в цензуре. Так случилось во время пандемии коронавируса: Meta* начала блокировать посты с недостоверной информацией о вакцинах, чтобы защитить здоровье людей, но столкнулась с волной критики за вмешательство в свободу слова.

Критика в адрес Meta продолжает нарастать. В феврале 2024 года компания изменила алгоритмы Instagram* так, чтобы пользователи реже видели политические посты. Многие восприняли это как попытку заставить их замолчать. Позже, в мае, на платформе Threads появились метки "проверено фактчекерами", но это породило дискуссии о возможной предвзятости самих фактчекеров.

Правозащитная организация Human Rights Watch обнаружила, что Meta систематически ограничивает доступ к публикациям палестинских журналистов, активистов и блогеров, которые рассказывают о происходящем в секторе Газа. В то же время компания долгое время никак не боролась с разжиганием ненависти на иврите — соответствующие правила появились только в сентябре 2023 года.

Самый трагичный пример бездействия социальных сетей — события в Мьянме. Facebook* годами игнорировал посты, разжигающие ненависть к народности рохинджа, пока ситуация не переросла в настоящий геноцид.

Еще сложнее ситуацию делает то, что социальные платформы стремятся удержать внимание пользователя как можно дольше. Развлекательные материалы намеренно показываются чаще, чем важная информация — даже если речь идет о спасении жизней.

При этом алгоритмы не умеют определять, насколько срочным и важным может быть сообщение.

* Компания Meta и её продукты признаны экстремистскими, их деятельность запрещена на территории РФ.

Мы клонировали интересный контент!

Никаких овечек — только отборные научные факты

Размножьте знания — подпишитесь