Кривое зеркало соцсетей: как 3% пользователей формируют картину мира для остальных

Кривое зеркало соцсетей: как 3% пользователей формируют картину мира для остальных

Осторожно: ежедневный скроллинг искажает реальность.

image

Исследователи Нью-Йоркского университета пришли к неожиданному, но важному выводу : социальные сети искажают реальную картину общества, превращая ее в подобие кривого зеркала. Ключевую роль в этом процессе играет небольшая, но крайне активная группа пользователей, чьи радикальные взгляды сильно влияют на общественное мнение.

Среднестатистический пользователь ежедневно пролистывает ленту новостей примерно на 300 футов – высоту, сопоставимую со Статуей Свободы. В процессе бесконечного скроллинга люди формируют представления не только о происходящем в мире, но и о взглядах членов собственного социального окружения.

Согласно исследованию, опубликованному в журнале "Current Opinion in Psychology", нормы поведения и мнения, которые транслируются через Facebook*, X, TikTok и Instagram*, оказываются значительно радикальнее тех, что существуют в реальной жизни. Искажение возникает на стыке современных технологий и человеческой психологии.

Серьезные опасения вызывает то, как политики все чаще полагаются на мнения из социальных сетей и ошибочно считают, что они отражают настроения большинства. Но статистика рисует совсем другую картину: всего 3% пользователей создают токсичные посты, но именно они наполняют треть всего пространства соцсетей.

Ученые из израильского Университета Бен-Гуриона и бостонского Северо-Восточного университета выяснили, что во время президентских выборов 2020 года в США фейки в X (бывшем Twitter) распространяла лишь небольшая группа людей – их прозвали "суперраспространителями".

Когда люди сомневаются, как поступить, они обычно смотрят на мнение группы - и тут радикальное меньшинство получает особую силу. В итоге взвешенные и спокойные суждения тонут в потоке информации, а ложные представления все глубже проникают в общество.

Соцсети специально подогревают интерес к провокационным постам - они притягивают больше внимания и приносят больше денег. Алгоритмы намеренно подстраивают ленты так, чтобы экстремальное казалось нормой: будь то нереальные стандарты красоты в Instagram или завышенные мерки успеха в LinkedIn.

Пользователи могут понимать, что видят неестественное поведение, но система лайков все равно закрепляет искаженные нормы как желательные. За этим стоит четкий расчет: соцсети живут за счет внимания пользователей, которое потом продают рекламодателям.

Когда аналитики недавно изучили алгоритм X, они подтвердили: система правда выдвигает на первый план провокационные посты. Кайл Чайка в книге "Filterworld" отмечает: технологические гиганты вполне этим довольны.

Любопытно, но сами пользователи хотели бы видеть больше позитива и меньше крайностей в своих лентах. По мнению исследователей, из-за такого разрыва между реальностью и желаниями людей общество кажется более разобщенным, чем есть на самом деле.

Ярче всего эту проблему видно в политике. Хотя грубость политиков в соцсетях собирает все больше одобрительных откликов, опросы говорят о другом: избиратели устали от хамства и не хотят слушать тех, кто не умеет себя вести.

* Компания Meta и её продукты признаны экстремистскими, их деятельность запрещена на территории РФ.

Наш контент расширяется быстрее Вселенной!

Большой взрыв знаний каждый день в вашем телефоне

Подпишитесь, пока мы не вышли за горизонт событий