Женщина 13 лет изучала завитки на головах близнецов ради Шнобелевской премии.
Француженка Маржолен Виллемс, опытный генетик, никогда не думала, что рождение её близнецов положит начало 13-летнему научному исследованию. Наблюдая за своими дочерьми, она обратила внимание на любопытную деталь: у обеих девочек волосы на макушке закручивались по часовой стрелке, но у одной завиток располагался справа, а у другой - слева.
Интерес усилился, когда сестра Виллемс тоже родила близнецов, у которых обнаружилось точно такое же расположение завитков, как у их двоюродных сестёр. Профессиональное любопытство взяло верх, и Маржолен решила глубже изучить этот феномен.
За тринадцать лет команда исследователей под руководством Виллемс тщательно изучила особенности расположения и направления завитков волос у близнецов и обычных детей. Результаты оказались настолько интересными, что работа получила Шнобелевскую премию 2024 года в области анатомии.
Шнобелевская премия (игра слов от англ. Ig Nobel Prize и фамилии Нобель) была учреждена в 1991 году журналом Annals of Improbable Research и вручается за научные исследования, которые сначала вызывают смех, а затем заставляют задуматься. Цель премии — привлечь внимание к необычным и порой абсурдным достижениям, которые, несмотря на их забавность, раскрывают важные аспекты научного метода или жизни.
Учёные выяснили , что абсолютно у каждого человека на голове есть как минимум один завиток - участок, где волосы растут по спирали. По словам Виллемс, появление такого завитка неизбежно: волосы, растущие линиями на сферической поверхности, просто не могут лежать ровно.
Статистика показала любопытные цифры: у 98,5% людей на голове только один завиток, а у 1,5% счастливчиков их два. Завитки могут располагаться в центре макушки, справа или слева, и закручиваться как по часовой стрелке, так и против неё. Точное происхождение этого явления до сих пор остаётся загадкой. Однако генетическая составляющая абсолютно точно играет важную роль.
Ученые сравнили 37 пар французских близнецов, 50 обычных французских детей и 50 чилийских детей. У близнецов в 70% случаев завитки закручивались в одном направлении, причём у 86% - по часовой стрелке. К сожалению, включить в исследование чилийских близнецов не удалось. На вопрос о причинах такого решения Виллемс не смогла дать однозначного ответа.
Среди обычных французских детей только 4% имели завиток против часовой стрелки. А вот в Чили таких детей оказалось значительно больше - 28%. Такое различие натолкнуло учёных на мысль, что на формирование завитков влияют как генетические факторы, так и условия окружающей среды.
В шутку исследователи даже предположили, что это связано с эффектом Кориолиса - явлением, из-за которого в Северном полушарии ураганы закручиваются против часовой стрелки, а в Южном - по часовой. Впрочем, Виллемс сразу объяснила в интервью: это все только шутки.
А затем команда выяснила, что завитки встречаются не только у людей, но и у других млекопитающих - на лбу у коров, на голове, ногах и крупе лошадей и собак. У людей с редкими генетическими заболеваниями чаще появляются двойные завитки или завитки на лбу вместо макушки.
Для изучения новорожденных исследователи заручились поддержкой акушеров, которые спрашивали у родителей в больницах разрешение на участие в необычном исследовании. Большинство пациентов с улыбкой соглашались.
Виллемс отмечает: для их работы новорождённые подходят идеально: из-за короткого волосяного покрова завитки у них хорошо заметны, в отличие от детей постарше и взрослых с длинными волосами.
Наблюдение за завитками волос может показаться необычным занятием для серьёзного учёного, но коллеги Виллемс, несмотря на первоначальные шутки, признают важность работы. По их мнению, даже такие незначительные на первый взгляд детали могут помочь в понимании сложных процессов развития организма. Например, клеточного деления, формирования и миграции клеток.
От классики до авангарда — наука во всех жанрах