Каверзные вопросы о развитии младенцев и нашей природе.
Тюбингенский нейробиолог Джоэл Фролих задается вопросом: "Когда же впервые вспыхивает искра человеческого сознания?" Этот вопрос весьма непрост по нескольким причинам.
Во-первых, само понятие человеческого сознания размыто и трудно определить для целей подобных исследований. Мы все знаем, что обладаем сознанием, но возникают сложности, стоит нам попытаться отстраниться от него и рассуждать о нем. Это похоже на попытку объективно описать субъективные переживания - нелегкая задача даже для опытных ученых.
Во-вторых, как отмечает нейробиолог Кристоф Кох , младенцы, как рожденные, так и находящиеся в утробе, большую часть времени пребывают в сонном состоянии. Но из этого нельзя сделать вывод, что они лишены сознания. Сон не равнозначен отсутствию мысли; это лишь отрешение от обычного уровня чувственного восприятия.
Фролих делится своими размышлениями о том, как можно подойти к оценке этого вопроса, основываясь на недавнем научном обзоре , одним из авторов которого он является.
Возникает ли сознание после рождения? Исследования пока не дали четкого ответа и на этот вопрос. Фролих говорит, что анализ электрической активности мозга указывает на повышение нейронной сложности в раннем послеродовом периоде, но он сам и его коллеги получили данные, свидетельствующие об обратном. Конечно, не вся сложность является функциональной; какая-то ее часть, вероятно, представляет лишь беспорядочное состояние, постепенно приходящее в порядок. Иными словами, не все усложнение активности мозга, зафиксированное исследованиями, обязательно отражает развитие способностей сознания. И эти пространные рассуждения - очередной тупик.
Часто скептики сомневаются в том, что новорожденные обладают сознанием, ссылаясь на невозможность наличия самости в младенческом возрасте: как у маленького ребенка может быть представление о собственном "Я"? Но это смешение понятий. Наличие опыта не требует обязательного существования "Я", то есть личности. Во взрослом возрасте мы нередко теряем себя, погружаясь во что-то с головой, будь то глубокое творческое вдохновение, занятия музыкой, физические упражнения, работа или интимная близость. Подобные состояния, лишенные "Я", случаются и во время медитации. Утверждать, что это лишенные сознания состояния, - абсурд. Сознание не обязательно нуждается в "Я".
Фролих предлагает рассмотреть, что рождение - это событие, своего рода "зажигающее" сознание, необходимое для адаптации к новой послеродовой среде.
Если исходить из того, что сознание служит практическим целям, а не является лишь побочным продуктом работы мозга, то есть основания полагать, что оно возникает именно при рождении. Новорожденный покидает безопасную среду материнской утробы, и потребность тела в автономном существовании может вызывать необходимость в осознанности и субъективном опыте.
Способность новорожденных формировать ожидания о мире вокруг может быть доказательством того, что сознание у них появляется уже с рождения. Некоторые нейробиологи, такие как Анил Сет, придерживаются концепции "прогнозирующего кодирования" сознания. Согласно этому взгляду, сознание возникает не просто из потока чувственных данных, поступающих в наш мозг, а скорее из наших умозаключений об окружающей действительности. Эти умозаключения базируются как на новой сенсорной информации, так и на наших предшествующих представлениях о том, как устроен мир.
А может ли плод быть каким-либо образом сознательным до третьего триместра беременности, находясь отрешенным от внешнего мира и даже собственного тела? Трудно представить, каково это - существовать как новый разум, который никогда ничего не видел, не слышал, не осязал и не ощущал вкуса. До третьего триместра плод, вероятно, пребывает в состоянии, близком к глубокому сну.
Недавние исследования показали, что у младенцев, которым вводили спинальную анестезию, блокирующую большую часть телесных ощущений, мозговая активность была схожа с активностью во сне. Это наводит на мысль, что еще не рожденный плод, находясь на более ранних стадиях развития, тем более не способен поддерживать сознание без притока сенсорных сигналов. Кроме того, окружающая плод в утробе среда с ее успокаивающими химическими веществами подавляет состояние бодрствования даже после того, как в третьем триместре беременности сенсорная информация начинает поступать в кору головного мозга.
Если сознание и возникает до 24 недель, это, скорее всего, будет не то, что мы обычно подразумеваем, а то, что философы, такие как Томас Метцингер, называют "бессодержательным сознанием": без поступающих ощущений, которые могли бы структурировать течение времени или очертить пространство, все представляется бесплотным, вневременным и пустым.
В целом, опираясь на имеющиеся данные, Фролих полагает, что сознание возникает постепенно, начиная примерно с момента рождения. Но, опять же, мы сталкиваемся с трудностью определения самого понятия.
Существует ли непрерывность между сознанием человека сегодня и его сознанием за полгода до рождения? Если на третьем месяце беременности сознания нет, то что же тогда представляет собой сознание и каким образом оно появляется в человеке? Может ли биологический человек вообще существовать без сознания? Науке предстоит еще долгий путь к решению этой дилеммы.
Никаких овечек — только отборные научные факты