Министерство добавит условия для нахождения в реестре ПО.
Минцифры планирует сделать условием нахождения IT-решений госкомпаний в реестре российского программного обеспечения их продажу внешним заказчикам. Эта инициатива призвана прекратить практику, когда госкомпании разрабатывают общесистемные продукты исключительно для внутреннего использования, несмотря на наличие успешных российских аналогов на рынке.
По словам Максута Шадаева, в процессе импортозамещения госкомпании часто разрабатывают собственные IT-решения, регистрируют их в реестре отечественного ПО, внедряют в свою инфраструктуру и тем самым отчитываются о переходе на российские технологии. Однако министр отметил, что такие решения, не выходящие на рынок, нельзя считать полноценными коммерческими отечественными продуктами.
С 2025 года Минцифры намерено контролировать наличие коммерческой реализации IT-продуктов, созданных госкомпаниями, а именно — проверять наличие выручки от их продажи. Шадаев подчеркнул, что доход должен поступать не от аффилированных структур внутри крупных государственных холдингов, а именно от успешной реализации на внешнем рынке. Пороговая величина выручки, необходимая для нахождения в реестре, пока обсуждается.
Эксперты рынка отмечают, что текущая тенденция, когда государственные компании разрабатывают уже существующие на рынке решения, несет риск подрыва IT-отрасли, что может привести к серьезным последствиям для бизнеса в этом сегменте. Специалисты отмечают: когда госкомпании не могут монетизировать свои продукты, которые уже имеют аналоги на рынке, они зачастую делают их открытыми и отчитываются перед руководством, что их решения якобы ориентированы на рынок. В итоге настоящие разработчики программного обеспечения лишаются дохода, а в отдельных случаях могут столкнуться с угрозой банкротства. При этом госкомпании нередко сокращают финансирование таких продуктов, что создает в отрасли труднозаполняемую «лакуну».
Помимо прямых затрат, включая как собственные, так и государственные средства, такая деятельность госкомпаний усиливает дефицит квалифицированных кадров, поскольку компании привлекают к себе IT-специалистов. Кроме того, происходит дублирование уже существующих продуктов, таких как операционные системы, базы данных и системы управления процессами, которые практически не продаются, так как разработаны без многолетнего опыта и понимания рыночных требований.
Исследование, проведенное в начале 2024 года «Рексофт Консалтинг», показало, что лишь 27% крупных компаний, включая государственные, в принципе готовы коммерциализировать свои внутренние разработки, и только 4% планируют сотрудничество с внешними партнерами для их продажи.
В крупных компаниях с сильными IT-подразделениями распространена практика создания внутренних IT-решений вместо их приобретения на рынке. Несмотря на то, что у таких продуктов могут быть аналоги, компании зачастую предпочитают разрабатывать собственные версии, считая их более подходящими под специфические задачи. В таких случаях создаются отдельные структуры для коммерциализации разработок, а большая часть выручки поступает от внешних заказчиков, что способствует развитию технологий в условиях конкуренции.
При этом эксперты подчеркивают, что продажа внутренних IT-решений госкомпаний внешним клиентам полезна как для рынка, так и для самих технологий, поскольку конкуренция стимулирует их развитие. Однако массовый выход госкомпаний с такими продуктами на рынок представляется маловероятным.
Тем не менее, успешные примеры такой коммерциализации уже есть: так, в сфере управления проектами и информационного обеспечения, где решения могут быть адаптированы для сторонних организаций, выделяются разработки от «Росатома». В логистике и грузоперевозках выделяются продукты РЖД. Среди разработок «Роснефти» представлено 23 программных продукта, из которых 12 уже находят спрос на рынке. Началась также коммерциализация HR-платформы «Пульс» от «Сбера».
От классики до авангарда — наука во всех жанрах