Разработчики Pokémon Go придумали, как игрокам совместить приятное с полезным.
Компания Niantic, разработчик популярной игры Pokémon Go, развивает новый проект — Large Geospatial Model (LGM). Подробностями поделился Брайан МакКлендон, старший вице-президент компании по инженерным разработкам и бывший со-создатель Google Earth, Street View и Google Maps, выступая на конференции Bellingcat 14 ноября.
Выступление МакКлендона под названием "Координаты завтрашнего дня: почему пространственным вычислениям нужна новая карта" было посвящено его профессиональной истории и новой технологии, которую Niantic представила двумя днями ранее. Проект LGM задуман как аналог языковых моделей вроде GPT, только для физического пространства.
В Pokémon Go игроки перемещаются по реальному миру, используя GPS-навигацию смартфона. На экране отображается карта местности, где виртуальные покемоны появляются в привязке к конкретным географическим координатам. Чтобы поймать покемона, игрок должен физически подойти к нужному месту и навести на персонажа камеру, включив режим дополненной реальности. Новая функция Pokémon Playgrounds позволяет не просто встречать случайных покемонов, но и размещать их в определенных локациях самостоятельно, создавая постоянные виртуальные точки интереса, которые будут видны другим игрокам. Именно этот механизм стал основой для сбора данных в проекте Large Geospatial Model.
Разработчики хотят создать трехмерную модель реального пространства, которая будет дополняться исключительно через сканы, сделанные игроками. В отличие от традиционных картографических систем, которые используют специальную наземную технику или спутники, Niantic делает ставку на человеческую перспективу — съемку с уровня пешехода, включая мельчайшие детали локаций, которые невозможно зафиксировать с автомобиля или высоты.
Технология не просто фиксирует географическое положение, но и учитывает текстуру, особенности ландшафта, архитектурные детали и даже временные изменения. Каждый скан содержит сотни дискретных изображений, которые в совокупности формируют максимально реалистичную цифровую копию нашего мира.
После основного доклада Ник Уотерс, бывший офицер британской армии и аналитик Bellingcat, задал прямой вопрос о потенциальном военном применении технологии. По его словам, такие геопространственные модели были бы "невероятно полезны" для государственных структур.
МакКлендон дипломатично ответил, что сотрудничество с правительствами возможно, но поставил принципиальное условие: использование технологии должно соответствовать гражданским целям. "Если речь идет о военном применении и укреплении позиций на поле боя — это очевидная проблема", — подчеркнул он.
Niantic особо подчеркивает добровольность сбора информации. Сканирование — полностью опциональный процесс: пользователь должен посетить публично доступное место и намеренно инициировать съемку.
На данный момент инфраструктура Lightship Visual Positioning System (VPS) включает 10 миллионов отсканированных локаций, из которых более миллиона активированы и доступны для использования. Еженедельно система получает около миллиона новых сканов, каждый из которых содержит сотни дискретных изображений.
Ранее компания стимулировала игроков внутриигровыми наградами за выполнение "AR-картографических задач". Сейчас, по наблюдениям журналиста, игроки менее мотивированы — например, в Pokémon Playgrounds не предусмотрено явных поощрений.
Представители Niantic осторожны в прогнозах. Официальный спикер отметил, что LGM — ранний проект, который будет доработан и доведен до идеала только через месяцы или годы. При этом компания намерена последовательно и ответственно прорабатывать этические аспекты технологии.
Гравитация научных фактов сильнее, чем вы думаете