Госдума обсуждает инициативы против мошенников.
Клиенты банков, пострадавшие от действий дроперов — мошенников, обналичивающих украденные деньги, — могут получить возможность самостоятельно запрашивать данные этих лиц для подачи исков в суд. О разработке такой инициативы заявила вице-президент Ассоциации банков России (АБР) Яна Епифанова на круглом столе «Утечки данных: предотвращение, защита, ответственность», прошедшем в Госдуме. Как пишут Ведомости, мероприятие было приурочено к принятию во втором и третьем чтениях закона, устанавливающего оборотные штрафы за повторные утечки данных. Кроме того, в этот же день был принят закон о введении уголовной ответственности за утечки данных.
Епифанова пояснила, что на сегодняшний день банки не вправе предоставлять пострадавшим клиентам информацию о дроперах, которая может включать их ФИО и адрес регистрации, необходимых для обращения в суд. «То есть даже данные, необходимые для обращения в суд, банк сегодня не имеет права предоставить, – отметила она. – И у нас такая инициатива в проработке есть. Мы считаем, что банкам нужно дать такую возможность, чтобы клиенты за возмещением могли обращаться к тем, на чей счет поступили деньги».
Банки на текущий момент не предоставляют информацию гражданам из-за требований банковской тайны. При этом даже данные о дроперах не могут быть переданы, поскольку это требует соблюдения законодательных процедур. Эксперты отмечают, что такие сведения вряд ли помогут пострадавшим напрямую, так как клиент может обслуживаться в одном банке, а мошенник — в другом. Для получения данных о дроперах необходимо обращаться в правоохранительные органы, которые через суд могут запросить нужную информацию.
В случае перевода денежных средств на счета дроперов и невозможности самостоятельного установления личности владельца рекомендуется фиксировать факт правонарушения через заявление в полицию. Специалисты отмечают, что этот процесс требует значительных усилий, но при соблюдении всех процедур и определённой удаче возможен возврат утраченных средств.
Пострадавшим также советуют оперативно направить письменное обращение в банк с просьбой предоставить выписку о списании средств и указанием банка-получателя. Эксперты подчёркивают, что своевременное уведомление банка, получившего перевод, может предотвратить убытки для клиента и самой кредитной организации. Если списание средств произошло на основании поддельных документов, есть возможность взыскания убытков с банка. Однако на данный момент арест средств в рамках возбужденного уголовного дела остаётся единственным гарантированным способом их блокировки.
С 25 июля 2024 года вступили в силу поправки к закону «О национальной платежной системе», обязывающие банки приостанавливать переводы на два дня, если данные получателя включены в базу ЦБ о мошеннических операциях, иначе банк должен будет вернуть украденные деньги клиенту. Эти меры направлены на предотвращение необдуманных действий клиентов. Банк должен информировать отправителя о причинах заморозки и сроке приостановки перевода. Если клиент повторно инициирует операцию после двух дней охлаждения, банк обязан ее провести, освобождаясь от финансовой ответственности.
Еще одной мерой борьбы с мошенничеством может стать создание базы биометрических образцов (слепков голосов) мошенников для борьбы с киберпреступниками. Такая инициатива была озвучена Максутом Шадаевым на конференции «Безопасность клиента на первом месте», прошедшей 19 ноября. По словам источника, близкого к Министерству цифрового развития, передачи биометрических данных в МВД будут возможны только при наличии заявления от пострадавшего абонента и при условии, что оператор располагает записью разговора с мошенником. Передача данных будет осуществляться с согласия абонента и в рамках оперативно-розыскной деятельности.
На данный момент голосовой трафик фиксируется в соответствии с «законом Яровой». Возможность использования этих записей для борьбы с киберпреступностью будет регулироваться отдельным законопроектом.
Предполагается, что формирование биометрической базы будет осуществляться с использованием данных мобильных операторов, обладающих информацией о совершенных телефонных звонках. Голоса мошенников, ранее совершавших звонки жертвам, планируется включить в базу для их последующего распознавания и предотвращения дальнейших вызовов от этих лиц.
От классики до авангарда — наука во всех жанрах