Дропер поневоле: 20% россиян рискуют стать жертвами банковских мошенников

Дропер поневоле: 20% россиян рискуют стать жертвами банковских мошенников

Как новые схемы ставят под угрозу каждого из нас.

image

Мошенники начали чаще использовать схемы, в которых они незаметно вовлекают в свои действия ничего не подозревающих добропорядочных граждан. Об этом изданию «Известия» сообщила координатор платформы «Мошеловка» Евгения Лазарева, опираясь на статистику обращений. По ее словам, за первые месяцы 2024 года число сообщений о подобных ситуациях увеличилось почти на 20%.

Эксперты связывают рост таких инцидентов с ужесточением мер против мошеннических банковских операций. В частности, с 25 июля 2024 года вступил в силу закон, обязывающий банки приостанавливать подозрительные переводы и направлять данные о скомпрометированных счетах в базу ЦБ. Это заставило кредитные организации усилить контроль за каждой операцией. В результате значительно возрос спрос на так называемых дропов — людей, через чьи счета мошенники выводят похищенные деньги. Евгения Лазарева пояснила, что срок жизни карт, принадлежащих вольным или невольным помощникам мошенников, сократился с пары недель до двух суток.

Эксперт отметила, что новый закон вызвал значительный резонанс, в результате чего злоумышленникам стало сложнее находить добровольных дропов. В связи с этим мошенники начали чаще использовать схемы, при которых добропорядочные граждане вовлекаются в их действия вслепую. В настоящее время выделяются три основные схемы обмана.

Первая считалась забытой, но в последнее время вновь получила широкое распространение — «ошибочный перевод». На банковскую карту гражданина поступает крупная сумма денег, после чего следует звонок с незнакомого номера с просьбой вернуть средства, но на другой счёт. При отказе злоумышленники начинают запугивать обращением в полицию из-за незаконного обогащения. В большинстве случаев владельцы карт соглашаются перевести деньги. В момент перевода средств на указанный счёт гражданин становится невольным пособником мошенников. На следующем этапе владельцу карты звонит настоящая жертва - человек, оплативший дорогостоящий товар (ноутбук, телевизор, тренажёр, моторную лодку), но не получивший покупку. В результате два пострадавших пытаются выяснить отношения, каждый считая свою позицию правильной. В итоге несостоявшийся покупатель обращается в правоохранительные органы, а невольный пособник попадает в базу Центробанка со всеми последствиями - отключением дистанционного банковского обслуживания.

Вторая схема связана со взломом личного банковского кабинета через социальную инженерию или вредоносное программное обеспечение. До момента восстановления доступа владельцем (процесс может занять от нескольких часов до нескольких суток) злоумышленники не только выводят все имеющиеся средства, но и проводят через счёт деньги других жертв. Нехарактерная активность вызывает подозрение у службы безопасности банка. Кредитная организация блокирует счёт и направляет данные в базу Центробанка. При этом аргументы о взломе могут не убедить банк и регулятора, в результате владелец счёта лишается не только денег, но и возможности дистанционного обслуживания.

Третья схема заключается в оформлении банковских карт и кредитов по поддельным или похищенным документам граждан. Последствия аналогичны другим случаям вовлечения в невольное соучастие мошенникам - блокировка счетов и внесение в базу подозрительных операций. По данным экспертов, пассивным пособником поневоле может стать любая жертва социальной инженерии.

Центробанк дополнительно информирует о схеме, где злоумышленники предлагают гражданам, ранее пострадавшим от действий мошенников, сотрудничество с правоохранительными органами для борьбы с преступностью. За содействие обещают ежемесячное вознаграждение. На практике банковские карты клиентов используются в качестве инструмента для перевода похищенных денег. Мошенники вынуждают владельцев карт выполнять указания по «спасению» средств, фактически осуществляя незаконное обналичивание чужих денег.

Количество жалоб в ЦБ от россиян, столкнувшихся с ограничением банковского обслуживания из-за попадания их данных в базу подозрительных операций, значительно возросло. Банки имеют законное право ограничивать обслуживание даже добросовестных клиентов при выявлении признаков мошенничества или нетипичных параметров звонков.

В пресс-службе Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) посоветовали:

  • При поступлении неизвестного перевода незамедлительно связаться с банком и подробно описать ситуацию
  • Категорически отказаться от перевода полученных «по ошибке» средств на другие счета, даже под угрозой обращения в правоохранительные органы
  • Полностью игнорировать входящие звонки с незнакомых номеров и сообщения от неизвестных лиц в любых мессенджерах после получения подозрительного перевода
  • Составить заявление в полицию сразу после уведомления банка о сомнительной операции
  • При уже совершенном переводе мошенникам тщательно собрать доказательственную базу своей непричастности: зафиксировать все номера телефонов, с которых поступали звонки, написать заявление в правоохранительные органы, сохранить копию уведомления банка о подозрительной операции
  • Сообщить в кредитную организацию о факте перевода средств мошенникам, даже если появились сомнения после совершения операции.

В ситуации необоснованной блокировки банковского счета пострадавшие граждане имеют право обратиться с официальной жалобой в Центральный банк. При получении отказа в снятии наложенных ограничений рекомендуется подать исковое заявление в судебные органы. К заявлению необходимо приложить максимально полный пакет собранных доказательств невиновности, включая копии материалов полицейской проверки по заявлению о мошенничестве.

Ньютон уронил яблоко. Мы роняем челюсти!

Гравитация научных фактов сильнее, чем вы думаете

Подпишитесь и испытайте интеллектуальное падение