Распространители будут обязаны подключаться к государственной системе ЕСИА.
Группа депутатов и сенаторов разработала законопроект, который обязывает цифровые платформы информировать игроков о содержании видеоигр, а также вводит обязательную идентификацию пользователей через мобильный номер, ЕСИА или биометрическую систему, сообщает «Коммерсантъ».
Издание ознакомилось с проектом федерального закона «О деятельности по разработке и распространению видеоигр на территории РФ», разработанным группой депутатов и сенаторов. В состав группы входят члены комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин и Антон Немкин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова («Справедливая Россия — За правду»), а также сенаторы Артем Шейкин, Лилия Гумерова и Наталья Кувшинова. По информации источников на видеоигровом рынке, документ будет внесен в Госдуму в ближайшее время.
Законопроект предполагает введение требований к распространителям видеоигр, организаторам сервисов по их распространению, а также пользователям. В частности, владельцы сервисов распространения должны будут предоставлять техническую возможность для издателей видеоигр информировать пользователей об их содержании. Среди обязательной информации — наличие «бранных слов», сцен жестокости и насилия, изображений алкоголя и курения, а также элементов, способных вызвать «страх, ужас или панику». Перечень дополнительных категорий может быть установлен правительством, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Согласно документу, распространители видеоигр при авторизации пользователей должны будут идентифицировать их с помощью абонентских номеров, Единой системы идентификации и авторизации (ЕСИА) или Единой биометрической системы. При этом требование по идентификации пользователей распространяется на всех распространителей видеоигр на территории России, независимо от страны их происхождения, что, по словам источника из одной из студий разработки, затронет такие популярные площадки, как Steam и GOG.
Источник также указал, что в случае принятия законопроекта в текущей редакции иностранные цифровые дистрибьюторы, вероятно, не смогут соответствовать установленным требованиям. Он предположил, что такие платформы, как Steam и GOG, вряд ли будут выполнять новые предписания, что может послужить основанием для их блокировки. Вместе с тем, источник отметил, что регистрация пользователей не приведет к значительному сокращению аудитории видеоигр, так как почти у каждого уже есть мобильный номер и аккаунт на портале «Госуслуги».
Кроме того, документ предлагает проводить экспертизу видеоигр для определения наличия запрещённой к распространению в РФ информации. Законопроект направлен на регулирование отношений, связанных с разработкой и распространением видеоигр, и, как указано в пояснительной записке, должен установить ограничения «в целях защиты нравственности, прав и интересов граждан, включая информирование пользователей о содержании игр».
Мнения участников рынка разделились. Некоторые представители игровой индустрии считают, что существующая законодательная база уже достаточно регулирует вопросы возрастных ограничений, а предложенный законопроект может оказаться преждевременным. Риски распространения контента с неподходящими элементами, по их мнению, уже учтены в рамках эксперимента по маркировке игр. В то же время есть мнение, что законопроект не учитывает результаты этого эксперимента, и его детали не были обсуждены с отдельными студиями разработки.
Эксперты также указывают на возможность создания дополнительных финансовых и административных нагрузок для российских разработчиков. Например, компании могут столкнуться с затратами на подключение к ЕСИА, в то время как иностранные компании, возможно, смогут продолжить продажу игр российским пользователям без выполнения новых требований. Это может привести к конкурентным преимуществам для зарубежных разработчиков.
Никаких овечек — только отборные научные факты