1600 информационных систем получат единого координатора.
Федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ) «Центр экспертизы и координации информатизации» (ЦЭКИ), подведомственное Минцифры, может стать единым центром согласования IT-расходов всех государственных органов власти. Об этом «Ведомостям» сообщил вице-премьер Дмитрий Григоренко, курирующий IT-отрасль. Соответствующий проект постановления правительства, разработанный Минцифры, был опубликован 9 декабря на портале нормативно-правовых актов.
ЦЭКИ, основанный в 1971 году как научно-исследовательский институт при Государственном комитете СССР по науке и технике, ранее был известен как ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации. Центр взаимодействует с органами государственной власти, проверяя соответствие информационных систем государственным стандартам. Центр также осуществляет мониторинг работы госорганов, контролирует процесс цифровизации регионов и составляет их рейтинги. В начале декабря на сайте ЦЭКИ была размещена информация о назначении новым руководителем центра Алексея Чукарина, ранее возглавлявшего департамент цифровой трансформации и координации бюджетных расходов Минцифры.
Проект постановления правительства предусматривает введение «специального режима осуществления IT-расходов» для государственных органов и внебюджетных фондов. К таким расходам относятся траты на закупки в сфере информационно-коммуникационных технологий, субсидии автономным и бюджетным учреждениям, а также финансирование вложений госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний в государственные информационные системы (ГИС).
Минцифры предлагает новый подход к управлению IT-расходами, пояснил представитель министерства. Его цель — обеспечить более эффективное использование бюджетных средств. В проекте документа предусмотрены порядок согласования IT-расходов, создание их реестра, защита новых IT-инициатив и установление четких правил финансирования, уточнил он.
Как сообщил собеседник, госорганы и организации должны будут предоставлять Минцифры обоснования для финансирования своих IT-запросов. После рассмотрения министерство вынесет заключение о целесообразности финансирования, а затем Минфин рассмотрит источники средств и их объемы. Окончательное решение по обоснованности и целесообразности IT-расходов примет «подкомиссия по ключевым проектам», которая также займется разработкой и внедрением единых подходов к реализации государственных IT-проектов, отметил представитель ведомства. В процессе согласования IT-расходов могут быть задействованы и другие подведомственные организации Минцифры, добавил он.
При этом процедура закупок в сфере государственного IT останется без изменений, подчеркнул собеседник. Новый порядок, по его словам, усилит контроль за расходами и снизит риски перераспределения финансирования, так как согласование выделения средств будет происходить еще на этапе планирования бюджета, что позволит определить приоритетные IT-проекты.
Новый порядок был впервые анонсирован 5 декабря на совещании с руководителями цифровой трансформации государственных органов, сообщил источник «Ведомостей», близкий к правительству. Инициатива предполагает централизацию бюджетного финансирования IT-сектора. По данным источника, правительство планирует изменить подход к заказу государственных информационных систем (ГИС) с целью их последующей интеграции в единые цифровые платформы. Это связано с тем, что в рамках цифровизации органов исполнительной власти уже создано 1600 ГИС, и при отсутствии координации между ведомствами продолжается заказ дублирующих IT-акивов. Расходы на информатизацию государственных органов предусмотрены в федеральном проекте «Цифровизация госуправления», входящем в нацпроект «Экономика данных».
По данным нацпроекта «Экономика данных», на цифровизацию госуправления предусмотрено 475 млрд рублей до 2030 года. Это крупнейший федеральный проект в данном направлении.
Эксперты считают, что создание единого центра согласования IT-расходов — логичное решение. Отмечается, что в структуре ЦЭКИ работают квалифицированные специалисты, способные объективно оценивать обоснованность и объемы финансирования проектов. При этом обращают внимание на риски, связанные с возможным увеличением времени на рассмотрение запросов при большом количестве проектов. Это, как предполагается, может отразиться на сроках и качестве принимаемых решений.
Инициатива рассматривается как соответствующая планам перехода на платформу «Гостех» и усилению контроля за процессами, что позволит повысить эффективность реализации стратегии. Также подчеркивается, что предложенные изменения могут способствовать устранению хаотичного дублирования государственных информационных систем и решению вопросов, связанных с информационной безопасностью и импортозамещением.
Согласно данным системы «Тендерплан», в 2024 году объем IT-госзакупок снизился на 10% до 191 млрд рублей, несмотря на увеличение числа лотов на 1,2% (до 35 847). По данным компании, за I квартал 2024 г. количество закупок американской ОС Windows по 44-ФЗ (регулирует закупки государственных и муниципальных органов) снизилось на 52% до 11 процедур, а по 223-ФЗ (в частности, закупки компаний с госучастием) – на 35,6% до 29 процедур. При этом по 44-ФЗ начальная максимальная цена контракта на приобретение Windows упала на 50% до 2,6 млн руб., а по 223-ФЗ возросла на 6% до 23,2 млн руб.
Ладно, не доказали. Но мы работаем над этим