Минюст инициирует масштабный проект.
Министерство юстиции создало консорциум вузов для разработки глоссария понятий, связанных с традиционными ценностями. Об этом в видеоинтервью «Парламентской газете» сообщила заместитель председателя Госдумы Анна Кузнецова. Согласно определениям, содержащимся в глоссарии, депутаты планируют подготовить законопроект о запрете деструктивной информации.
Как пояснили в пресс-службе Минюста изданию «Ведомости», работа над глоссарием ведется на базе Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).
О намерении властей закрепить понятие «деструктивный контент» в законодательстве стало известно в октябре текущего года. Целью инициативы является «ограждение детей от подобной информации», объясняла тогда Кузнецова. Заместитель председателя комитета по просвещению Яна Лантратова отмечала, что в интернете присутствует «огромное количество деструктивной идеологии». Она привела примеры, такие как криминальные субкультуры, «группы смерти», чайлдфри, вовлечение несовершеннолетних в алкоголизм, наркоманию и квадроберство.
Анна Кузнецова уточнила, что законопроект, ограждающий граждан от деструктивного контента, разрабатывается в продолжение указа президента России Владимира Путина № 809 «Об утверждении основ госполитики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». По ее словам, разработка требует времени, поскольку существующих формулировок недостаточно для определения понятия деструктивный контент.
Кузнецова также отметила, что научная база для разработки глоссария создана в Московском государственном юридическом университете (МГЮА). После завершения формулировки понятий они будут вынесены на обсуждение с экспертным сообществом.
Зампред Госдумы подчеркнула, что законодатели отслеживают появление новых видов деструктивной информации, которая, в частности, «призывает» детей к совершению преступлений против человека. Она также предложила впоследствии создать институт для изучения традиционных духовно-нравственных ценностей. По ее словам, такое учреждение «помогало бы законодательству вырабатывать решения, проводило бы соответствующие исследования» для большего понимания основ госполитики.
Юристы отмечают, что определение «традиционные ценности» в президентском указе остается достаточно размытым и вызывает различные ассоциации в обществе. Из названия указа следует, что он регламентирует только основы, т. е. некие исходные положения.
Отдельной проблемой остается отсутствие юридического определения «деструктивной информации». Общий подход законодателя к оценке вредоносности информации обычно основан на том, что необходимо проводить экспертизу и объективно, с использованием исследовательской методологии, оценивать спорные сведения, чтобы делать выводы об их законности, поясняют юристы. Введение же каких-либо заранее предопределенных критериев вредоносности может негативно сказаться на будущей практике привлечения к ответственности и сделать такую практику необоснованно репрессивной.
Одно найти легче, чем другое. Спойлер: это не темная материя