Неожиданный поворот в истории слежки за гражданами.
Несколько сербских НПО подали жалобы против сотрудников полиции и служб безопасности, ссылаясь на данные из отчёта Amnesty International о применении шпионских технологий для слежки за журналистами и активистами.
Согласно опубликованному 16 декабря докладу «Цифровая тюрьма» , сербские власти использовали шпионское ПО, способное предоставлять обширные возможности наблюдения после установки на устройство. Свидетельства журналистов и активистов подтверждают факты установки этого ПО в процессе допросов.
Душан Покушевски, представитель организации SHARE, занимающейся цифровой безопасностью, сообщил, что против сотрудников Службы безопасности и информации (BIA), а также местной полиции был подан иск по подозрению в несанкционированном сборе данных, создании и внедрении компьютерных вирусов, а также в обработке данных с нарушением закона.
Amnesty утверждает, что власти использовали израильское ПО Cellebrite для извлечения данных из смартфонов, а также внедряли локально разработанную программу NoviSpy, способную удалённо активировать камеру и микрофон для записи.
Продукты Cellebrite широко применяются правоохранительными органами по всему миру для взлома смартфонов. Однако сербская разведка отвергла обвинения Amnesty International, назвав их абсурдными.
Полиция заявила, что использование технологий соответствует законам страны, но активисты считают иначе. Более того, по их словам, данные с заражённых устройств передавались на сервер, связанный с BIA.
Девять НПО и крупнейшая ассоциация журналистов Сербии обратились к Совету ООН по правам человека и комиссару Совета Европы. Amnesty International сообщила, что Сербия получила технологии Cellebrite благодаря финансированию со стороны Норвегии в рамках подготовки к интеграции в ЕС.
Независимые журналисты и активисты в Сербии неоднократно становились объектами угроз, клеветы и судебных преследований. Эти действия всё чаще поднимают вопросы о соответствии страны европейским стандартам защиты прав человека и свободы выражения мнений.