Что движет современными лидерами?
Амбициозные люди чаще добиваются успеха, но их мотивы могут влиять на честность. Новое исследование Стэнфордской высшей школы бизнеса выявило, что стремление к статусу, власти и богатству повышает склонность к неэтичному поведению.
Профессор Чарльз О'Рейли, начавший карьеру в армии, ушёл в науку, стремясь к большей свободе. Он предпочёл внутреннюю мотивацию — возможность реализовывать собственные цели, а не внешние маркеры успеха. Совместно с коллегой Джеффри Пфеффером он исследовал, как мотивы амбициозных людей связаны с их поступками.
В статье, опубликованной в журнале Personality and Individual Differences , учёные рассматривают «обоюдоострый меч» амбиций. Они выявили, что, хотя амбициозность коррелирует с карьерным успехом, она также может способствовать нечестному поведению. Люди, движимые внешними целями — славой, властью и деньгами, — чаще идут на нарушения этических норм.
Чтобы проверить влияние амбиций на поведение, исследователи провели серию экспериментов. Они выделили шесть возможных целей личных амбиций: три внешних (статус, власть, богатство) и три внутренних (автономия, вызов, мастерство). Участников просили сделать вынужденный выбор между различными ценностями. Например, готовы ли они пожертвовать автономией ради статуса или выбрать богатство в ущерб мастерству?
Затем учёные проверили готовность участников к неэтичному поведению. В одном из экспериментов людей спрашивали, преувеличат ли они свои достижения или присвоят ли чужие заслуги, чтобы произвести впечатление. В другом тесте предлагалось оценить вероятность искажения информации в резюме — завышения зарплаты, полномочий или уровня образования.
Результаты показали, что даже с учётом «большой пятёрки» личностных черт (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и нейротизм), а также нарциссизма, амбициозность остаётся важным предиктором карьерного успеха. Однако также выявилась связь между внешней мотивацией и готовностью к обману. В одном из тестов участники играли в бросание кубика: выпадение пятёрки приносило денежный приз, но программа делала это невозможным. Несмотря на это, люди с выраженной внешней мотивацией чаще сообщали, что им выпала пятёрка.
Другие тесты показали, что такие люди охотнее соглашаются продать автомобиль с неисправным насосом, не предупреждая покупателя, или ввести коллегу в заблуждение ради материальной выгоды.
Авторы исследования признают ограничения своей работы. Они не учитывали психопатию и макиавеллизм — два других компонента «тёмной триады» личности, связанных с нечестным поведением. Однако, по словам О'Рейли, эти черты во многом пересекаются с нарциссизмом, который в исследовании анализировался.
О'Рейли подчёркивает важность учёта мотивации при анализе амбициозности. Он приводит в пример компании Enron, Theranos и WeWork, чьи руководители стремились к власти и деньгам, пренебрегая этическими нормами.
Учёные надеются, что их работа поможет глубже понять природу амбиций. О'Рейли считает, что компании должны внимательнее отбирать лидеров, чтобы избегать ситуаций, когда руководители движимы только личной выгодой. «Мы должны быть осторожны, выбирая руководителей, движимых только деньгами и статусом», — говорит он.
Пфеффер, в свою очередь, считает, что исследование лишь фиксирует реальность, но не предписывает решений. «Мотивы имеют значение», — подытоживает он. В то время как О'Рейли стремится к изменению системы, Пфеффер изучает её как она есть, не пытаясь изменить фундаментальные принципы власти.
6 февраля в 14:00 — не пропустите!
Реклама. Рекламодатель АО «Позитив Текнолоджиз», ИНН 7718668887, 18+