По стопам бен Ладена: экс-глава Google рассуждает о преступном потенциале ИИ

По стопам бен Ладена: экс-глава Google рассуждает о преступном потенциале ИИ

Очередное напоминание о том, что умные технологии ‒ не игрушка.

image

Бывший генеральный директор Google Эрик Шмидт предупредил об угрозе использования искусственного интеллекта террористами и "государствами-изгоями" против мирных жителей. В беседе с журналистами BBC он объяснил, какие риски развития ИИ считает действительно опасными, и поделился мнением о том, как следует регулировать эту сферу.

По мнению миллиардера (эту тему он однажды освещал в передаче Today), такие страны, как Северная Корея или Иран могут быстро освоить технологии нейросети и применить их для создания биологического оружия.

Он также одобрил недавнее решение администрации Джо Байдена: США ограничили экспорт мощных микрочипов, без которых невозможно создавать продвинутые системы искусственного интеллекта. Теперь поставки разрешены только в 18 стран – так власти надеются затормозить разработки умных машин у потенциальных противников. Правда, теперь не исключено, что Дональд Трамп это решение пересмотрит.

Говоря об опасностях ИИ, Шмидт напомнил о трагических событиях 11 сентября 2001 года, когда члены Аль-Каиды* под руководством Усамы бен Ладена захватили пассажирские самолеты и направили их на важные объекты США, что привело к гибели тысяч людей. Якобы искусственный интеллект может стать таким же опасным инструментом, если попадет в распоряжение террористов, как и обычные технологии в руках бен Ладена.

Хотя основную роль в развитии искусственного интеллекта будут играть частные компании, Шмидт считает необходимым государственный надзор за их деятельностью. "Мы понимаем всю ответственность и не стремимся разрабатывать технологии бесконтрольно", – подчеркнул он.

На недавнем саммите по ИИ в Париже обсуждали именно вопросы регулирования отрасли. США и Великобритания отказались подписывать итоговое соглашение, посчитав предложенные меры слишком жесткими. "Чрезмерный контроль убьет революционную отрасль прямо на взлете", – пояснил вице-президент США Джей Ди Вэнс. Миллиардер с утверждением согласен и приводит в пример Европу, где из-за строгих ограничений разработки в области ИИ существенно отстают, хотя эта технология, по его словам, не менее важна, чем появление электричества.

Он признает, что технологические гиганты не сразу осознали потенциал искусственного интеллекта: "Пятнадцать лет назад мы не понимали масштаба грядущих изменений. Сейчас крупные компании осознают свою ответственность, хотя их представления о рисках и приоритетах могут отличаться от позиции государства".

Примечательно, что именно при Шмидте Google приобрела Android, ставшую впоследствии самой распространенной мобильной операционной системой в мире. Однако сейчас бывший руководитель компании пересмотрел свое отношение к цифровым технологиям, особенно когда речь идет о их влиянии на детей.

"Мы в технологической отрасли ошибались, когда думали, что наши продукты однозначно делают мир лучше", – признал Шмидт. Теперь он поддерживает запрет смартфонов в школах и ограничение доступа к социальным сетям для детей младше 16 лет. По его мнению, хотя при правильном контроле гаджеты могут быть безопасными, сейчас мы проводим опасный эксперимент над целым поколением.

Кстати, позицию разделяют многие активисты, изучающие влияние современных технологий на детей. Они отмечают, что смартфоны не просто вызывают зависимость – они лишают детей времени на занятия, необходимые для полноценного развития. Австралия уже отреагировала на эту проблему: в 2024 году там запретили социальные сети для пользователей младше 16 лет. По словам премьер-министра Энтони Альбанезе, это решение продиктовано заботой о психическом здоровье подростков.

Правда, последние научные данные рисуют неоднозначную картину. Исследование, опубликованное в журнале The Lancet, показало, что простой запрет телефонов в школах не влияет ни на поведение учеников, ни на их успеваемость. В то же время длительное использование смартфонов и социальных сетей действительно всё же связывают с ухудшением этих показателей. Значит, проблема требует более комплексного решения.

* Признана террористической организацией.

«Ваша цифровая безопасность — это пазл, и у нас есть недостающие детали
Подпишитесь, чтобы собрать полную картину