Бюджетный дефицит открывает ворота хакерам.
В государственных структурах зафиксирован всплеск атак вирусов-майнеров: к концу 2024 года их число выросло на 9% по сравнению с третьим кварталом. Согласно данным ГК «Солар», криптомайнеры составляют 27% всех сообщений о заражении вредоносным ПО. Особенно часто такие атаки фиксируются в здравоохранении (24%) и образовании (22%). В частном бизнесе ситуация иная: их доля варьируется от 2% в телеком-отрасли до 11% в пищевой промышленности.
Эксперты объясняют повышенный интерес хакеров к госучреждениям нехваткой финансирования на кибербезопасность и недостатком специалистов в этой сфере. Помимо этого, активность вирусов-майнеров напрямую связана с динамикой криптовалютного рынка. В 2022 году, когда курс криптовалют падал, число атак снизилось на 15%. Однако с ростом цен в 2024 году популярность скрытого майнинга снова увеличилась.
Основным способом проникновения остаётся фишинг. Также злоумышленники используют атаки через поддельные обновления ПО, бесплатные VPN-приложения, пиратский софт и уязвимости в IoT-устройствах. Кроме того, набирают обороты атаки на цепочку поставок, когда вредоносный код внедряется в легитимное программное обеспечение на этапе его создания.
Обнаружить вредоносные майнеры становится всё сложнее. Они маскируются, снижая нагрузку на процессор во время активности пользователя, шифруют трафик и используют системные службы.В промышленных масштабах вирусы маскируются под легальные фермы, подключаясь к субсидируемым энергосетям.
Особую опасность представляют так называемые «бестелесные» (fileless) майнеры. Они загружают вредоносный код прямо в оперативную память, не оставляя файловых следов. Это делает их практически невидимыми для традиционных антивирусов , ориентированных на файловые артефакты.
Зачастую установка майнеров сопровождается переконфигурацией системы, что может влиять на ее защищенность. Нередко майнеры идут в паре с другими классами вредоносного ПО, поэтому появление майнера может свидетельствовать о заражении более опасным вредоносным ПО.
Лечим цифровую неграмотность без побочных эффектов